Минск: заинтересованный взгляд из недалекого будущего
27.02.2009
Этот вопрос я задал главному архитектору города еще до начала мероприятия. «То, что мы делаем, мы должны делать независимо от того, будет иностранный инвестор или нет, — ответил он. — По некоторым проектам есть спад по времени, но резких отказов инвесторов нет». В унисон звучали и слова председателя Мингорисполкома Михаила Павлова: «Каких–то провальных объектов, недостроев у нас нет». Президент тоже был настроен оптимистично: «Инвестиций будет предостаточно — я это чувствую. Особенно европейских. Они хотят прийти в Беларусь. А куда? В Минск».
Александр Лукашенко считает, что ресурсы — финансовые, людские, интеллектуальные — в сегодняшних условиях нужно концентрировать на наиболее важных объектах. В частности, по его словам, упор должен быть сделан на «каркасных» улицах. На них должен «висеть» весь город, чтобы из Минска автомобили «со свистом вылетали», не создавая пробок на выездах. Президент очень резко высказался насчет минских дорог. Кроме того, «надо строить парковки». А вот, например, со сносом гостиницы «Беларусь», по его мнению, можно не торопиться. «Это терпит, — сказал он. — Ее просто надо привести в порядок».
Вчерашнее совещание касалось положения дел во всей строительной отрасли, хотя поводом для него стали два конкретных проекта. Это застройка проспекта Дзержинского и Минской кольцевой автомобильной дороги, сокращенно МКАД.
Председатель Мингорисполкома отметил, что «самая серьезная проблема сегодня — это снос». В городской черте — порядка 15 тысяч частных домов. «В марте все это должно быть развязано на законодательном уровне без всяких бюрократических проволочек, — Президент за быстрое решение вопроса. — Или мы платим за сносимое жилье и предлагаем земельные участки для строительства, но не в Минске, или предоставляем жилье в соответствии с нормами и в расчете на реально проживающих, а не прописанных людей».
По поводу МКАД главный архитектор Минска говорит: «Раньше мы считали МКАД объездной дорогой. Но, судя по темпам застройки Минска, уже скоро она станет просто крупной автомагистралью в теле города. Поэтому мы решили создавать серьезную инфраструктуру по бокам МКАД. Сегодня тут только гаражи и заправки. Мы разрабатываем новый генплан, и есть предложение построить вторую кольцевую дорогу».
Затронули и такую проблему, как перенаселенность Минска. Главный архитектор считает, что нынешние планы по вводу в строй жилья в столице завышены. Поликлиники, школы, детские сады и другие инфраструктурные постройки не поспевают за жилыми домами. Тут уже и Михаил Павлов включился в разговор: «На одного жителя в Минске уже сейчас приходится более 19 квадратных метров жилья». Александр Лукашенко все же заметил, что задание минским строителям никто не снимает, но они должны строить жилье и в других местах, например, в городах — спутниках Минска — Заславле, Логойске, Дзержинске. Но он согласился, что нельзя «перетаскивать всех в столицу» и должно быть «равномерное рассредоточение населения по территории страны». Этому должны способствовать планы по выносу предприятий из Минска. «Там, где предприятия, — там должно строиться жилье», — сказал Президент. Он считает, что 2 миллиона жителей — это оптимально для Минска, «больше не надо».
«В 2013 году проедем по проспекту Дзержинского — посмотрим, как завершена реконструкция», — этими словами Президент завершил совещание в Ратуше.