Когда работник уводит клиентов у нанимателя, это не дело

Мимо кассы

Открыть свой автосервис могилевчанин Сергей Захаров с приятелем решились не сразу. У обоих была неплохая работа — интересная и хорошо оплачиваемая. И все же, как и многим представителям молодого поколения, им хотелось иметь собственное дело, развивать его и со временем передать детям.

tiperrific.com

После регистрации частного предприятия оба решили какое-то время, пока не встанут на ноги, не уходить с основной работы. Поэтому своей фирме внимания уделяли не много. Рассчитывали на честность тщательно подобранного персонала: “Чего им хитрить? Мастерская оборудована по последнему слову техники, находится в бойком месте, клиентов должно быть достаточно”.

В выходные, когда учредители дневали и ночевали в фирме, от посетителей не было отбоя. А в будни, когда хозяева заглядывали сюда лишь под вечер, выручка становилась практически нулевой, хватало только на аренду боксов.

В мастерской установили видеонаблюдение. На первых порах ситуация изменилась — в кассе появились деньги. Но потом авто­слесари все равно приспособились уводить клиентов из-под носа у своих нанимателей, работать исключительно на собственный карман. Вскоре фирма закрылась.

То же самое произошло и с парикмахерской 35-летней бобруйчанки Елены. Она имела свой магазин, а салон красоты решила открыть для расширения бизнеса. Сама хозяйка весь день трудилась в своей торговой точке, а ее парикмахеры в другом помещении обслуживали клиентов. И хотя в салоне были и кассовый аппарат, и видеонаблюдение, большая часть денег каким-то непостижимым образом все равно проходила мимо кассы.

Елена делится наболевшим:

— Индустрия красоты — вид деятельности специфический, здесь для успешной работы нужно создать клиентскую базу, “насидеть” точку, хорошие выручки появляются не сразу, тем более конкуренция в этом деле огромная. Но мои девочки уводили у меня всех клиентов, делали им прически, покраску прямо в моем салоне, а деньги клали себе в карман. При переучете количество закупленных мною расходных материалов, парфюма всегда сходилось — мастера приносили свои шампуни-кондиционеры, ими и работали. Они переманили множество клиенток на дом — стригли, делали укладку на 20 процентов дешевле, чем в салоне. Выгодно было всем, кроме меня. Но ведь именно я купила оборудование — зеркала, кресла, платила за аренду помещения, за коммунальные услуги, тратилась на рекламу. Почему сегодня люди ведут себя так непорядочно?

Швейные ателье, такси, ремонт обуви и техники, производство сладкой ваты и других уличных “вкусняшек” всегда в “зоне риска”. Подсчитать число клиентов и покупателей, не находясь рядом с исполнителем, практически нереально. Не всегда помогает и система видеонаблюдения.

Казалось бы, хочет человек работать на себя, а не на дядю, пусть арендует помещение, покупает оборудование и трудится. Но, увы, некоторые, не потратив ни копейки на организацию бизнеса, присваивают львиную долю выручки добропорядочных предпринимателей. Нанимаются к ним работать и начинают действовать в собственных интересах. Есть ли выход?

Доктор экономических наук, профессор Белорусского государственного экономического университета Наталья Маковская считает:

— Это явление не имеет никакого отношения к экономике, скорее к истории, психологии, социологии — речь идет о трудовой ментальности, трудовой философии. Здесь не имеет особого значения форма собственности — государственная или частная, разве что на крупном предприятии легче осуществить контроль. Не играет роли и величина зарплат, премий, многим все равно хочется урвать больше. Особенно это свойственно старшему поколению 50+, но и среди молодежи, воспитанной именно этим поколением, такая философия встречается нередко.

Наталья Маковская рассказала, как решается этот вопрос в других странах. К примеру, в соседней России у представителей бизнеса также нередко возникает такая проблема. Поэтому, открывая на своей территории предприятия с совместным капиталом, российские предприниматели обязательно привозят из-за границы “обу­ржуазившихся” европейских менеджеров с другой ментальностью. А большинство иностранцев, открывая в нашей стране свои представительства и филиалы, на первых порах везут сюда собственные команды.

В малом бизнесе во всем мире предпочитают работать семьями. Впрочем, у нас даже родственники со своеобразной ментальностью нередко не могут поделить прибыль. Профессор уверена, что для изменения трудовой философии потребуется смена поколений — пройдет еще немало времени, прежде чем большинство наших сограждан начнет мыслить иначе.

Ирина Барановская, психолог высшей категории Могилевской областной психиатрической больницы, говорит вот что:

— Некоторые считают, что раз они, а не владельцы бизнеса собственноручно ремонтируют авто или стоят за прилавком, то именно им и принадлежит вся выручка. Другие уверены, что у предпринимателя и без того много денег, если работник что-то возьмет, богатый не обеднеет. Порядочность, трудовую дисциплину нужно воспитывать с детства. Причем не на словах, а на собственном примере. Если мама, работающая в столовой, учит сына, что воровать стыдно, но сама каждый день приносит с работы котлеты и хлеб, ее отпрыск вряд ли вырастет кристально честным человеком.

Менеджер по персоналу одного из могилевских предприятий Диана Сорокина дает свои рекомендации:

— Действительно, есть виды деятельности, где полностью проконтролировать работника почти невозможно. Вернее, мероприятия по контролю могут оказаться такими затратными, что съедят всю прибыль. В этом случае уместно поучиться у некоторых таксистов. К примеру, бизнесмен, занимающийся извозом, имеет три автомобиля. На одном он сам выполняет заказы клиентов, а два других сдает в аренду, заранее договариваясь, какую сумму в день ему будет платить арендатор вне зависимости от своей выручки. Знаю, что в Могилеве за каждый автомобиль такси, сданный в аренду, берут около 30 рублей в сутки. Обычно арендатор выходит на линию 25—26 дней в месяц, при этом сам ремонтирует машину. Так что владельцу бизнеса не нужно подсчитывать его выручку, а также контролировать, включает ли он во время поездок счетчик, это переходит в разряд отношений водителя и его пассажира. Точно так же можно сдавать в аренду оборудованные места в парикмахерских и ремонтных мастерских. И еще я недавно подсмотрела в одном мини-кафе хорошую идею. На видном месте висит объявление: “Если вам не выдали кассовый чек, сообщите об этом по такому-то телефону, и мы накормим вас обедом бесплатно”. То есть повар уже никому не приготовит “вкусняшку” из сэкономленных продуктов, не продаст без документов. А вообще, управление персоналом — дело хлопотное, непростое, нужно в каждом конкретном случае находить новые решения и подходы. Но только так и делается бизнес.

КАК ПРЕСЕЧЬ ОБМАН?

Геннадий Михалап, адвокат:


— К сожалению, в нашем обществе тунеядцами иногда можно назвать не только тех, кто нигде не работает, но и занятых в экономике людей с потребительской психологией: они хотят получать немалые деньги не по результатам труда, а за сам факт прихода на работу. Часто можно услышать: “Дайте мне тысячу рублей, и буду трудиться добросовестно”. Но ведь нужно понимать, что первична работа, а не зарплата. Считаю, наниматели должны воспитывать ментальность наемных работников, повышать их экономическую грамотность.

Сергей Кулягин, учредитель фестиваля “Большая бард-рыбалка”:


— В первую очередь нужен контроль. А значит, трудно обойтись без систем видеонаблюдения. Также бизнесменам необходимо брать приемщика, который будет оформлять заказы, вносить их в клиентскую базу.

Не стоит поручать эти обязанности мастеру-исполнителю. А еще нужно мотивировать персонал: при желании сотрудников разрешать им оставаться на работе подольше, чтобы иметь возможность больше заработать.

Владимир Воронков, предприниматель:


— Конечно, сегодня кадровый вопрос стоит очень остро, но все же, считаю, немало у нас людей сознательных, порядочных. На мой взгляд, нужно всегда стараться брать на работу людей дисциплинированных, проверенных, с хорошими рекомендациями.

mendeleva@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter