В Ивьевском районе доброжелательность и гостеприимство — непреходящие ценности

Место встречи с самобытностью

Многие путешественники, предложи им назвать символ Ивья, выбрали бы перекресток. По соседству с этим небольшим городком пересекаются дороги с запада на восток и с юга на север нашей страны. Здесь веками мирно уживались белорусы, поляки, татары и евреи, передавая из поколения в поколение традиции четырех религиозных конфессий. Такое богатое культурное и архитектурное наследие, как и уникальная природа, делает этот регион неповторимым и притягивает сюда многочисленных туристов. Однако мы расскажем не о достопримечательностях и экскурсионных маршрутах, а о людях, которые здесь и сейчас создают историю Ивьевского района.

Земля с историей

С учителем истории и обществоведения Андреем Волчком мы встречаемся в здании средней школы агрогородка Лелюки. В небольшой музейной комнате педагог перебирает артефакты Первой мировой войны, собственноручно добытые во время археологических раскопок. Пуговицы, консервные банки, знаки отличия с военной формы, мотки колючей проволоки и… разнообразные бутылки из-под вина и шампанского.

— На Ивьевщине в то время не велись активные военные действия, как это было, например, под Сморгонью. Поэтому набор находок специфический, — улыбается учитель-краевед. — Мало отстрелянных гильз либо остатков разорвавшихся снарядов, зато достаточно свидетельств попыток немецких солдат и офицеров скрасить скучное времяпрепровождение на чужбине.

Вот уже много лет Андрей Волчок увлекается археологией. Говорит, что интерес к истории здешних мест в нем пробудили ученики: показали находившийся неподалеку огромный валун, на поверхности которого спокойно могли уместиться 10 человек, и бетонный наблюдательный пункт времен Первой мировой войны. Тогда молодой историк твердо решил в буквальном смысле слова покопаться в прошлом местных деревень и вышел с предложением на Институт истории НАН Беларуси провести здесь археологическую разведку. Как оказалось — не зря.


Начиная с 2014 года Андрей Волчок и его ученики сделали в окрестностях близлежащих агрогородков более 5 тысяч находок — от артефактов бронзового века до свидетельств новейшей истории. Часть из них сейчас хранится в районном музее.

В раскопках обязательно задействованы ребята сельских школ. Их отвозят автобусом на место, обеспечивая всем необходимым, включая питание. Причем, если изначально предполагалось, что участниками археологического лагеря должны быть старшеклассники, то с течением времени возраст молодых исследователей значительно снизился. Кто-то из подростков брал младшего братика или сестричку — и те с энтузиазмом включались в работу. Поэтому сегодня набор в археологический лагерь объявляется с пятого класса.

Андрей Волчок убежден: любой учитель истории должен не только излагать общеизвестные факты прошлого, но и знать, что происходило в той местности, где живут он и его ученики. Есть у Андрея Викторовича мечта — создать полноценный школьный музей, в котором будут собраны археологические находки различных исторических периодов. Самыми ценными в экспозиции, безусловно, стали бы экспонаты, найденные учениками.

Кукольный дом

Удивительное дело: с лица Марии Пекши практически не сходит улыбка. И когда признается, что в юности «крутила ляльки» вместо того, чтобы бегать с ровесниками на танцы. И когда вспоминает, как после рождения детей в 32 года пришла директором в Липнишковский центральный дом культуры безо всякого опыта и образования, но, освоившись, руководила им 20 лет. И когда говорит о нынешнем своем увлечении: Мария Францевна ведет кружок национальной куклы.

— С чего все началось? С того, что мне как директору необходимо было обеспечивать костюмами художественные коллективы. Шила, как умела — я самоучка. К тому времени меня уже знали все местные бабульки: рассказывали про особенности местного костюма, который в наших краях соединяет в себе элементы разных национальных убранств. Позже, чтобы сохранить эти неповторимые черты, решила заняться кукольной одеждой, расширила модельный ряд. В какой-то период для меня именно куклы вышли на первый план. Материал, техника исполнения, выражения лиц, характер. Вот посмотрите, это Юзик, — Мария Францевна берет с полки тряпичного всклокоченного дядечку с глуповатой улыбкой и вислыми усами. — Я долго подбирала для него обувь, пока не поняла, что органично он будет смотреться только босым.


В кружок к Марии Пекше ходят 20 детей. Специально для них рукодельница придумывает упрощенные технологии изготовления кукол. Даже у малышей первого года обучения получается очень хорошо — к удивлению их самих и родителей, которые даже предположить не могли, что чадо заинтересуется шитьем. Причем мальчики включаются в творческий процесс с не меньшим энтузиазмом, чем девочки.

Ради своей новой страсти Мария Пекша отказалась от должности директора и организовала кружок «Белорусская кукла». Несмотря на название, его создательница не ограничивает участников в проявлении творчества. Все на свете когда-то было сделано в первый раз, но только лучшее находит последователей и становится частью национальной культуры, считает она. У липнишковской куклы на это есть все шансы. Сегодня ляльки от Марии Пекши стали традиционным региональным сувениром. Льняные Кузи, курносые Груньки и величавые Евы разлетаются по всему миру. Есть они и в Америке, и на Чукотке, и на Ямале, и даже в Австралии, не говоря уже о соседних Польше, Литве, Латвии и Украине.

Сердцем на восток

В центре Ивья стоит памятник, посвященный традиционным конфессиям жителей города, — четыре стелы, на каждой размещен свой узнаваемый барельеф. Например, мусульманство — самую древнюю религию на территории Ивья — символизируют полумесяц и Коран. Каждая стела повернута в сторону храма указанной религии. Поэтому найти знаменитую ивьевскую мечеть, построенную более 130 лет назад из подаренных татарам католичкой графиней Эльвирой Замойской стройматериалов, легко.


История появления татар на Беларуси связана с их репутацией отменных воинов. Защитников с Востока расселяли вдоль границ Великого Княжества Литовского, чтобы увеличить его обороноспособность. И то, что за 620 лет мусульманская община здесь не утратила своей национальной идентичности и религии — вовсе не признак обособленности ее представителей от остальных жителей, утверждает местный имам, учитель белорусского языка и литературы Ивьевской средней школы Адам Радецкий. 

У него самого лучшим другом в детстве был мальчик из католической семьи. Разница в вероисповедании и происхождении не мешала им вместе играть в футбол, ходить в школу, общаться, приглашать друг друга на праздники. Да и сейчас, будучи имамом, Адам Сулейманович рад видеть самых разных гостей на традиционных мусульманских торжествах.


— Я родом из обычной рабочей семьи. Мама работала в сфере связи, отец в разное время был водителем, слесарем, токарем. Хорошие люди, труженики. Приходили с работы и принимались за огород. Они и моя бабушка привили интерес и уважение к религии. Поэтому, когда мне, еще ученику 10-го класса, предложили отправиться в Турцию и пройти обучение основам ислама и чтения Корана, я сразу же согласился. Пришлось потом экстерном проходить пропущенную программу общеобразовательной школы, чтобы перейти в 11-й класс.

Вернувшись из-за границы, Адам Радецкий пришел к однозначному выводу: белорусские мусульмане не похожи на выходцев из стран, где эта религия имеет статус единственной государственной. Наши намного более толерантны и с гораздо большим уважением относятся к укладу жизни и традициям других народов. Такое же отношение здесь и к мусульманам. Вот вам пример: по согласованию с райисполкомом школьная администрация приняла решение не ставить Адаму Сулеймановичу уроки по пятницам — в этот день имам должен проводить пятничный намаз.

Сегодня в Ивье и его окрестностях живут около 500 татар. Свою роль в общине имам Адам Радецкий воспринимает ответственно. Он духовный лидер, призванный направлять своих подопечных на верный путь, чтить традиции и религию предков.

Против болезни — сообща

«Больше практики, больше нуждающихся в моей помощи тяжелых больных и заметный результат» — так заведующий инфекционным отделением Ивьевской центральной районной больницы Валентин Новогродский описывает причины, по которым выбрал свою специальность. Путем нехитрых подсчетов врач выводит количество пациентов, вылеченных за время 32-летней практики: около 30 тысяч человек. Принимая во внимание количество жителей района, а это примерно 23 тысячи, можно с большой долей вероятности предположить, что практически каждый из них за этот период побывал здесь, и не один раз.

Валентин Францевич — единственный врач-инфекционист в районе. Именно он одним из первых в Гродненской области приступил к лечению пациента с положительным тестом на коронавирус.

— Это произошло 28 марта. Мы были готовы к тому, что коронавирус может к нам прийти, но не предполагали, что станем одними из первых. Помню, как лихорадочно восстанавливал в памяти все перемещения этого пациента, вспоминал меры безопасности, которые применялись сотрудниками отделения для собственной защиты и защиты других больных. Постоянно крутился в голове вопрос: «Что мы могли сделать не так?» Только после того как пришли отрицательные результаты мазков у всех контактеров, я вздохнул свободно.


На момент нашей встречи Валентин Новогродский вылечил 33 пациента, у которых был подтвержден COVID-19. Из них — две бабушки в возрасте 89 лет. Говорит, что времена тревоги и растерянности остались позади. Сейчас у всего медперсонала отделения есть необходимый опыт, есть резервы для лечения: на 95 коек инфекционного стационара — 14 человек с коронавирусом.

Валентин Францевич понимает, что его пациенты и их родственники нуждаются в постоянном общении с врачом, поэтому не жалеет на это времени. Всегда точно знает о состоянии здоровья своих подопечных и готов к откровенному разговору. Новогродский уверен: в борьбе со смертельно опасным недугом бороться необходимо не только медикаментозными методами. Моральная поддержка также имеет большое значение.

— Я часто говорю больным: до поступления сюда ты был с болезнью один на один. Поэтому, может, и имел право сомневаться в исходе. Сейчас мы с тобой вдвоем, а болезнь — одна. Мы просто не имеем права сдаться. Настраиваться надо только на победу.

Свое поле

Станислав Патук — тракторист-машинист филиала «Азот Агро» унитарного сельскохозяйственного предприятия «Новый Двор Агро» — не из тех, кто любит резко менять свою жизнь. Родился, вырос и сейчас живет в деревне Лугомовичи, что на территории хозяйства. Из родного села вообще надолго никогда не выезжал. Даже во время обучения в Ивьевском ПТУ механизации сельского хозяйства в городское общежитие не переселялся — ездил на занятия автобусом. «Что там те 12 километров?» — с улыбкой пожимает плечами Станислав Иосифович.

— Даже не спрашивайте, почему выбрал это училище. Просто пошел и пошел. Оно тогда первый год как открылось. Я, пока в школе учился, с техникой вообще дел не имел. Пару раз знакомые механизаторы дали проехаться на тракторе, я и подумал: пойду выучусь. Вернулся из училища и сразу сел за руль новой техники. Первый, второй год, пока постигал премудрости полевых работ и ремонта, было сложно. С тех пор отработал 40 сезонов, сейчас идет 41-й. Все знакомо, привычно, несложно.

За десятки лет трудового стажа Станислав Патук освоил все виды сельхозработ: пахал, сеял, обрабатывал, пропалывал. Хотя есть одно исключение: не работал на зерновом комбайне. В разгар сева и уборки этих культур его всегда направляли на льняные поля.


Недавно механизатор был награжден медалью «За трудовые заслуги». Станислав Иосифович считает, что поводом отметить его работу стало особое отношение к технике.

— Смотреть за служебной техникой надо, как за своей, — убежден он. Наверное, поэтому я люблю работать на своей машине сам, чтобы никто другой на нее не садился. Не зря люди говорят: кто чужого не бережет, тот и своего не будет иметь.

Станислав Патук уверен, что современная техника, под завязку начиненная электроникой, требует особого ухода. Здесь важны не только аккуратность и своевременный сервис, но и знания особенностей электронного управления. Если тракторы и комбайны прошлых поколений можно было на скорую руку починить «на коленке», то сейчас выход из строя высокотехнологичного оборудования способен сделать бесполезным любой, даже самый надежный двигатель. Тут без профильных специалистов — никуда.

Несмотря на пенсионный возраст, нынешнюю весну и начало лета Станислав Иосифович провел в поле, показывая результаты, которым позавидовал бы любой молодой работник. Планирует еще долго оставаться в строю. Хватило бы сил и здоровья, а любовь к работе всей жизни в сердце у опытного механизатора останется навсегда.

charovskaya@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter