На погранзаставе «Видзы» служит Андрей Дудко — один из героев исторического фильма «На другом берегу»

Место в истории

«Здесь и сейчас. Реальная жизнь — это не роль. Ее назад не отыграешь…» — уверен актер фильма «На другом берегу». Сегодня он служит на погранзаставе «Видзы»

Ему вручили повестку незадолго до премьеры фильма, которая была приурочена ко Дню народного единства. И в то время как переполненные залы кинотеатров подтверждали небывалую популярность главной картины года, Андрей Дудко паковал походный рюкзак, собираясь в военкомат. Молодой белорусский артист, сыгравший значимую роль в нашумевшем художественном историческом фильме Национальной киностудии «Беларусьфильм», даже не успел прочувствовать всего вкуса нежданной славы. Как ему служится?

Андрей Дудко.

Патриотизм не сыграешь

…На улице — мороз под тридцать градусов. Деревья вдоль дороги покрыты ледяным инеем. Видзы, что в сорока километрах от Браслава, — крайняя точка Беларуси. До литовской границы считаные километры. Именно здесь и служит Андрей Дудко. На погранзаставе тепло и уютно, из вольеров доносится лай служебных собак, которые ждут своего «наряда» на охрану государственной границы.

А вот и Андрей. Форма пограничника очень идет стройному и высокому светловолосому парню. Обаятельная улыбка, открытый взгляд — он явно к себе располагает.

— Как служится, Андрей? — встречаем его вопросом.

— Отлично! — по‑военному четко отвечает и признается: — Честно говоря, сначала мечтал о роте почетного караула, но теперь понимаю: погранзастава — это мое! Служу неполных три месяца, адаптация, можно сказать, уже состоялась. Все легче преодолевать на лыжах или пешком 10 — 15 километров, что обычно входят в маршрут пограничного наряда «дозор». Наконец‑то научился ориентироваться на местности (хотя еще недавно даже по Минску передвигался с навигатором). Уже умею читать следы, замечать и фиксировать малейшие детали… Все это, бесспорно, пригодится и после службы.

Андрей Дудко (крайний слева) с сослуживцами.

Андрею 24 года. Возможно, другой захотел бы еще чуть‑чуть протянуть на гражданке, но он убежден:
— Воинский долг — святая обязанность. И пусть это звучит немного высокопарно, но… Разве можно считать себя полноценным мужчиной, защитником, если ты никогда не стоял в строю, не держал оружие в руках и не чувствовал ответственности за тех, кто находится за твоими плечами?!
Я верю в искренность этого парня. Гордость за то, что делает. Блеск в глазах. Нескрываемая эмоциональность. Так не сыграешь. Ведь патриотизм — это не роль. И сегодня Андрей понимает: лично за его плечами — мама и папа, работающие на Верхнедвинском маслосырзаводе. А еще многие тысячи чужих матерей, отцов, бабушек и дедушек. Тех людей, которые уверены: там, на границе, все и всегда под контролем.

Добро должно побеждать

— Андрей, в фильме ты играл роль Юрека — сына коменданта польской стражницы пана Шиманского. Персонаж для меня, зрителя, неоднозначный… Финал тоже острый: Юрек в порыве чувств убивает своего отца и девушку‑изменщицу. Как ты расцениваешь: этот герой положительный или отрицательный? И насколько сложно для тебя было перевоплотиться в данную роль? — задаю немного провокационный вопрос.

Кадры из фильма «На другом берегу».

Андрей даже не задумывается: в исторической драме, повествующей о событиях 1925 года, когда после подписания Рижского мирного договора Западная Беларусь жила под властью Польши и всячески пыталась отстоять собственную культуру, язык и веру, нет случайных героев. Каждый образ собирательный и дополняет собой общую историческую картину, подчеркивает важность народного единства.

— Юрек — простой, наивный, чуткий и даже ранимый юноша. Но он очень ответственный, глубоко предан своему другу Павлу, влюблен в коварную Раду и не замечает обмана — просто далек от этого чувства. Мне не пришлось «много играть» — еще вчера я сам был похож на этого парня. Это сегодня, надев военную форму, повзрослел, стал другим… Можно ли оправдать убийство? Конечно, нет. Но там, в фильме, это не просто убийство — протест чистой души против зла и предательства. Бунт. Отрицание. Да, Юрек мягкий и, возможно, безвольный. Но он готов отвечать за содеянное, и когда ему предлагают «подыграть» и принять участие в провокации, обвинив в убийстве разведчиков с «той стороны», он отказывается. Слишком честный Юрек становится опасным для польской власти: он может раскрыть политический заговор. И тогда за закрытой дверью раздается выстрел…

Здесь и сейчас

Я вижу: Андрей Дудко как будто вновь переживает те волнительные эпизоды из сценария. Для него столь серьезный фильм стал новым шагом в познании себя и своих способностей. Парень считает большой честью участие в съемках, а после увольнения в запас собирается продолжить карьеру в белорусской киноиндустрии. Тем более что работа рядом с именитыми российскими артистами не прошла даром — это серьезный опыт.

— Было нелегко, — вспоминает Андрей. — Играть современника, конечно же, проще. А тут следовало проникнуться духом эпохи... Я рад, что получилось. На съемочной площадке царила очень позитивная атмосфера. Не глядя на статус, звездность и возраст, все едины. Со смехом вспоминаю, как меня подбадривали, когда впервые сел на лошадь… Был момент на репетиции: вылетел из седла и упал. Но все сказали: очень хорошая примета для будущей карьеры! Я, конечно, позже реабилитировался. В итоге стал неплохим всадником.


…Уроженец витебской глубинки. Родители — обычные рабочие. Что привело выпускника верхнедвинской гимназии в кино, как ему удалось проложить маршрут на большую сцену, пройти тот путь, о котором мечтают тысячи парней и девушек?

Оказывается, Андрей с детства увлекался хореографией. Танцевал и читал стихи в школьном актовом зале. Был ведущим на праздниках. После окончания девяти классов поступил в Витебский колледж культуры и искусств. Потом успешно прошел конкурс в академию искусств и стал студентом‑бюджетником театрального факультета. Получил специальность «актерское искусство». Распределился в Белорусский государственный академический театр юного зрителя. Правда, до армии успел поработать там совсем немного.


— На роль Юрека в фильме «На том берегу» меня утвердили еще на втором курсе академии, — рассказывает Андрей. — Собеседования, кастинги, видеовизитки — решение приняли не сразу. Я очень волновался. И был безмерно рад, узнав: прошел! Для студента‑второкурсника это удача. От радости плакала и мама — она меня очень поддерживает. Конечно, к тому времени у меня уже был небольшой опыт киносъемок, но эта роль — самая значимая. Надеюсь, далеко не последняя — без кино и сцены свою жизнь уже не представляю…

Увы, нашу беседу в комнате досуга и информации заставы прерывают: рядовому Дудко пора заступать в наряд. Мой собеседник сразу же становится серьезным: разговоры про кино оставим на потом. Быстрые сборы: белый маскировочный костюм, автомат, бинокль, рация, сигнальный пистолет… Через несколько минут вместе с кинологом младшим сержантом Кириллом Москаленко и кавказской овчаркой Церием Андрей уходит за ворота пограничной заставы. На этот момент охрана рубежей Отечества для артиста важнее. Здесь и сейчас. Ведь реальная жизнь — это не роль. Ее назад не отыграешь… 


begunova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter