Место для дела
01.08.2008
Предложению укажут на спрос
— Это как целая диссертация! — оценивает объем и результат усилий директор мозырского «Бизнес-центра» Зоя Змушко. Именно ее центр поддержки предпринимательства по инициативе облисполкома и проводил исследование.
До сих пор не редкость, когда производители товаров и услуг подгоняют потребности рынка под свои возможности — «что произведем, то и купят». Должно же быть наоборот. Возможно, полученные данные помогут «перевернуть» положение дел — там, где это требуется.
В число участников мониторинга вошли жители шести полесских районов — равное количество предпринимателей, работников исполкомов и людей, далеких от бизнеса. Один из ключевых вопросов звучал так: «Какими видами деятельности можно расширить предпринимательскую и ремесленную деятельность вашего района?»
Сегодня наиболее трудоемкая часть проекта для «Бизнесцентра» Зои Змушко завершена:
— Люди к происходящему относились по–разному. Кто–то не верил, что его мнение может на что–то повлиять. Кто–то, наоборот, включался в работу с большим энтузиазмом, желанием помочь. Порадовали представители исполкомов — они не просто отвечали на вопросы анкеты, но и высказывали конкретные предложения, с анализом, обоснованиями. Все это обобщено и использовано.
Результаты исследования занимают немало места. Помимо прочего, здесь есть и список того, чего, по мнению опрошенных, недостает на селе. Перечень включает 7 основных пунктов. Упомянуты бытовые услуги, помощь в возделывании личных участков, агроэкотуризм, выращивание грибов... Впрочем, большого полета фантазии у отвечавших, судя по числу позиций, не случилось. Видимо, все остальное уже есть...
Разумеется, мнения о том, в каких сферах недостает частной инициативы, оказались различны в зависимости от того, кто заполнял анкету. Многие представители власти по должности не забывали о благоустройстве территорий. Видимо, благодаря этим респондентам появился пункт «Услуги фермеров по выращиванию посадочного материала для декоративного благоустройства зеленых зон». Предприниматели уверены, что следует сосредоточиться на грибах и деревообработке. «Простые» сельчане настаивают на развитии «бытовки». Чем моложе и современнее люди, тем больше внимания они обращали на доступность услуг, делающих бытовую сторону жизни более комфортной. По мнению молодежи, не помешало бы больше парикмахерских, прачечных, швейных ателье, быстрого Интернета...
Сегодня в комитете экономики завершают обработку данных. В августе они будут размещены на сайте облисполкома — для всеобщего пользования. Придаст ли это динамики предпринимательству? Заместитель председателя комитета экономики Марина Кривунь не намерена оставаться сторонним наблюдателем:
— Следующим этапом стала разработка пособия «Создание бизнеса на селе по бытовым услугам. Шаг за шагом». Его подготовил все тот же мозырский «Бизнесцентр», простым языком написано что и как делать.
— Не отпугнет ли сельского бизнесмена уже сам перечень и количество этих шагов? — разглядываю оглавление.
— Для тех, кто способен на частную инициативу, это не станет препятствием. Со своей стороны мы сделаем все, чтобы становление прошло без бюрократических барьеров и проволочек. А исследования будут продолжены.
На снимке: Предприниматель из Житковичей Илья Альтерман у своего ресторана «Ковчег».