
Снова звучат их имена
Дима перелистывает толстую папку с историями, на самом видном месте фото его прадедушки:– Меня ведь назвали в его честь, я стал полным тезкой прадедушки Дмитрия Михайловича Макаренко. Наверное, именно тогда, когда папа рассказал мне о нем, и зародился интерес к истории войны. В первый же день Великой Отечественной мой прадед, вчерашний учитель, отправился на фронт. Был зенитчиком, сбивал вражеские самолеты на подлете к блокадному Ленинграду, воевал на 1-м Белорусском фронте и дошел до Берлина.
Диме захотелось приобщить к изучению истории как можно больше людей. Тем более что его поколение последнее, которое еще может пообщаться с живыми свидетелями войны. Школьник начал опрашивать одноклассников, учителей и сотрудников школы. Вместе с Диной Ивановной они поднимали архивные данные о педагогах-фронтовиках, ходили домой к пожилым родственникам уже ушедших участников войны. Девятиклассник уверен, что это приносит пользу не только ему:
– Вот я прошу о помощи ребят из нашей школы. Каждый из них идет домой и расспрашивает мам и пап, бабушек и дедушек о том, как на их семьях отразилась Великая Отечественная война. И снова звучат имена героев, а их правнуки узнают, как они сражались на фронтах, как спасались от фашистов во время оккупации, как чудом выживали в концлагерях. И каждый из моих помощников после таких исследований становится немного другим, потому что от историй людей мурашки по коже.

И на земле, и в воздухе
Одноклассник Димы Максим Сема с гордостью рассказал о своем прадедушке Федоре Яковлевиче. В бою за деревню Купятичи Пинского района в 1944 году он, невзирая на смертельную опасность, первым бросился к лодке со своим пулеметом и под огнем противника доплыл до западного берега реки Ясельды, огнем блокировал контратаку врага и обеспечил переправу наших солдат. Федор Яковлевич отдал жизнь за освобождение Беларуси, и в семье Максима его никогда не забудут.К хорошему делу подключились и учащиеся других классов. Устин Бубнович рассказал потрясающую историю своей семьи. Прапрадед Устина Николай Георгиевич Жижов из Витебской области с первых дней войны стал частью партизанского движения.
– Он был одним из тех, кто в 1944 году подготовил легендарный прорыв вражеского кольца, что позволило вывести из окружения 15 тысяч мирных жителей, – листает Дима свои записи. – К сожалению, Николай Георгиевич погиб. Был похоронен на территории известного мемориального комплекса «Прорыв». После войны в его честь назвали колхоз в Полоцком районе.
Уникальными материалами о своем дяде Владимире Гончарове поделились его племянники Дмитрий и Владимир Шевцовы, бывшие выпускники школы. Он был летчиком и погиб, но место его захоронения не было известно. И только в 2002-м в трех километрах от поселка Кубановка Гусевского района Калининградской области в высохшем озере обнаружили останки сбитого советского самолета. В ходе проведения раскопок на месте его падения нашли останки двух летчиков, одним из них и был младший лейтенант Гончаров. Летчика с почестями перезахоронили.

«Немцы, уходя, сожгли все дома»
Но самое большое впечатление на Диму произвели истории тех, кто во время Великой Отечественной был не старше его самого:– Прабабушка моей одноклассницы Татьяна Васильевна Змушко попала в концлагерь Озаричи. Она родом из деревни Заполье Гомельской области. Ее отец в первый день войны ушел на фронт, а маленькой Тане было всего семь лет. В Заполье хозяйничали фашисты, заставляли всех жителей деревни рыть окопы, каждый день расстреливали людей. Особенно стали зверствовать, когда Красная армия начала освобождать наши территории. В феврале 1944 года немцы выгнали всех жителей из домов и погнали в Жлобин, там погрузили в вагоны и куда-то повезли.
Только через какое-то время мир поймет весь масштаб трагедии, творившейся в комплексе лагерей смерти Озаричи. А в память маленькой Тани навсегда врезались каменный хлеб, от которого все заболевали, холод и оккупанты с автоматами на вышках, которые расстреливали всех, кто подходил к забору из колючей проволоки. После освобождения изможденных узников в военно-полевых госпиталях лечили от тифа, а Таня потом долго училась просто ходить с помощью палочки. Когда они с семьей вернулись в свою деревню, где когда-то было больше сотни дворов, то обнаружили лишь чистое поле – немцы, уходя, сожгли все дома.
На основе собранных сведений Дима при помощи Дины Ивановны написал две работы, которые представлял на Международной молодежной научно-практической конференции «Великая Отечественная война 1941–1945 годов в исторической памяти народа». В 2024-м в своей номинации взял диплом второй степени.
Диму с радостью ждут на конференции уже с новыми работами. Они с педагогом продолжают собирать воспоминания о фронтовиках и детях войны, а еще хотят взяться за новое направление – истории местных жителей, переживших оккупацию Гомеля, видевших разрушение любимого города и приход освободителей. Обещают, что работа получится не менее душевной и трогательной.

valchenko@sb.by