Медийный кулак

Глас вопиющего в пустыне никто обычно не слышит. Мало иметь свое мнение и желание его высказать, нужна еще возможность сделать это на соответствующую аудиторию. Мало спланировать информационную кампанию, нужна еще платформа для распространения информации. Без возможности влиять на людей через СМИ даже самые гениальные методики проведения «цветных революций» останутся теорией, для нанесения информационного удара нужен некий медийный кулак. Одна из таких методик была опробована на нашей стране при самой широкой информационной поддержке. Мы устояли, но надо признать, удар по стабильности государства был нанесен весьма существенный. Кто эту атаку заказал, пока под вопросом, но один из «архитекторов протеста», равно как и платформы, использованные для создания информационного давления, уже известны. Речь идет о безусловно талантливом американском, немецком и российском политическом консультанте, политтехнологе, советнике избирательных кампаний Барака Обамы, Берни Сандерса, Ангелы Меркель, Ксении Собчак, Дмитрия Гудкова. Сотруднике Гарвардского университета, эксперте по американо-российским отношениям Виталии Шклярове. И о платформах, на которые он опирался при проведении данной кампании. 

Конечно, мы не сможем охватить все публикации и использованные для продвижения повестки ресурсы, но самые основные и их отношение к неким «полюсам интересов» – рассмотрим. Сразу очень важный тезис – на публикацию в авторитетном издании могут ссылаться менее авторитетные издания, и, если работа ведется скоординированно, охват можно значительно увеличить, не теряя силы влияния. Основы политтехнологий. И первым среди равных тут, конечно, выступает «Эхо Москвы» – Шкляров вел там собственную колонку, согласитесь, это уровень. Как раз в этой самой колонке и выходили материалы в поддержку Виктора Бабарико, работавшего до предвыборной эпопеи председателем правления Белгазпромбанка. Освещались его обращения, и даже высказывались мысли о возможном объединении политических сил, что в последствии и произошло, хотя и в несколько ином формате: «Посмотрим, пойдут ли другие политики Беларуси на контакт с Бабарико, поддержат ли его идею. Если поддержат – в таком случае ставки повысятся еще больше, и политическая борьба в стране перейдет на новый уровень». И вот какое интересное совпадение – 66% всех акций ЗАО «Эхо Москвы» принадлежат «Газпром-Медиа Холдинг». Удивительное рядом… 

Еще одно весьма авторитетное издание, предоставляющее свои ресурсы Шклярову, и не только ему, – «Коммерсантъ». К его роли мы вернемся чуть ниже, пока хочу только заметить, что владельцем 100% акций издательского дома является медиахолдинг ЗАО «Коммерсантъ-холдинг», который, в свою очередь, контролируется российским олигархом Алишером Усмановым. И так уж сложилось, что Алишер Усманов в свое время исполнял обязанности советника председателя правления ОАО «Газпром». А чуть позже трудился на должности генерального директора дочерней компании «Газпрома» – ООО «Газпроминвестхолдинг». Ну что тут скажешь, подобное к подобному, газ к газу… 

И вот мы подошли к самой драматической истории, связанной с изданием «Ведомости». Дело в том, что информационную поддержку Шклярову это издание начало оказывать только с конца апреля, причем оказывать начало достаточно серьезно. Посыл, что общество способно справляться с проблемами самостоятельно, без участия властей, просто так не публикуют, такие вещи по определению мимо редактора пройти не могут: «Настоящее гражданское общество, горизонтальные структуры, функционирующие не хуже, чем в самых продвинутых либеральных демократиях мира, – и все это в маленькой Белоруссии, стране, где уже 26 лет правит жесткий авторитаризм. Словно бы из ниоткуда!» И как раз незадолго до этой публикации редактор и поменялся, впрочем, как и собственник. Детали сделки не столь важны, но исполняющим обязанности редактора стал Андрей Шмаров, он же научный редактор «Издательского дома Коммерсантъ», того самого, из предыдущего абзаца. Ну а с таким редактором уже и подобные тексты можно публиковать. Справедливости ради надо отметить, что редакция, возмущенная новой «редакционной политикой» взбунтовалась, но бунт был подавлен.

А теперь самое именитое и уважаемое издание в нашем списке, слышали про списки Forbes? Вот, именно оно, тот самый Forbes. Плоть от плоти оригинала, но из-за законодательства, ограничивающего долю иностранцев во владении российскими СМИ, издание было вынуждено сменить собственника, собственники менялись несколько раз, причем со скандалами. В итоге собственником стал бизнесмен Магомед Мусаев. Правообладатель бренда, компания Forbes Media LLC, одобрила переход Forbes Россия к структурам Мусаева, и лицензия изданию была продлена до 2023 года. Со слов самого редакционного директора, приобрести издание Мусаева попросили американцы. Неизвестно, просили ли его еще о чем-то, но издание предоставило Шклярову возможность публиковать материалы о ситуации в нашей стране. И какие материалы… Всего одна цитата: «Перед главным рынком Минска, легендарной Комаровкой, стоит толпа людей. От нее, извиваясь, тянется километровая очередь из сотен человек, поворачивает за угол и идет вдоль проспекта. Многие держат в руках тапки – главный протестный символ кампании, проходящей под лозунгом «Стоп таракан!» Цель собравшихся – поставить подпись против главного кандидата на этих выборах, действующего президента Александра Лукашенко».

Вот такую вот повестку транслировали за авторством Шклярова. Мало того, помните, как наши «независимые» СМИ начали проводить псевдосоциологические опросы среди своей аудитории? Так вот, Forbes дал прямые ссылки на эти опросы, расположенные на Тут.бай и «Нашей Ниве». А еще сослался на «Навiны», прямо возле ссылки на BBC… Как такое могло получиться, я категорически не понимаю. Вероятно, кто-то сидел в редакции с ящиком динамита и зажигалкой, или Трамп лично пообещал редактору дать авианосец покататься, других объяснений у меня просто нет. 

Впрочем, что очень характерно, когда Шкляров понял, что вся кампания провалилась, именно в Forbes был опубликован его последний подытоживающий материал, значительно отличающийся от остальных по духу и посылам: «Очевидно, что белорусы, даже разозленные посадками, при полной децентрализации и деперсонализации протеста вряд ли смогут снести власть Лукашенко, по крайней мере, на выборах 9 августа. Но этот протест, хоть и мирный, имеет все шансы пережить день выборов. Он может оказаться живучим, долгим и изнурительным. А победителя выборов, несомненно, ждут очень непростые 5 лет президентства». Задел на будущее, конечно, оставил, но, пожалуй, уже не пригодится. 

Пришло время вернуться к изданию «Коммерсантъ» и некоторым очень любопытным аспектам опубликованных там материалов. Дело в том, что комментарии к материалам помимо самого Шклярова давал еще и Артём Шрайбман, это, в принципе нормально, комментарии давать, все так делают. Тут вопрос, скорее, к удивительному попаданию этих комментариев в концепцию кампании: «У него нет повестки, кроме как против Лукашенко, и это консолидирует. Он не пытается людей в партию записать, а дает трибуну, чтобы высказать гнев. Единственный его лозунг – "Стоп таракан". Он смог эффективно канализировать настроения». Нужные материалы с комментариями Шкляров рекламировал в своем фейсбуке, подсвечивая нужную повестку. И, конечно, вместе с комментариями в материалах были ссылки на Тут.бай – они, безусловно, не в той весовой категории, чтобы выступать на равных, но старались как могли. Вообще, как по мне, в данном случае между политической аналитикой и поддержкой экстремизма с угрозами конституционному строю грань очень тонкая. И если уж взялся на ней балансировать, ступать надо очень осторожно. На мой взгляд, рассматривать такого персонажа, как Тихановский, в контексте политической деятельности не совсем корректно, ну да ладно. 

В итоге три издания, имеющие некие связи с «Газпромом», выступили в качестве указательного, среднего и безымянного пальцев, большим пальцем стало издание с американскими «интересами», ну а мизинчиком выступил Тут.бай. И весь этот медийный кулак ударил по нашей стране. Удар мы выдержали, но тут уже и силовикам пришлось подключаться, настолько серьезно все было спланировано. И знаете, я многое готов понять… Всем деньги надо зарабатывать. Да и собственники могут попросить выступить в интересах третьих сил. Если уж взялись за заказ, надо делать. Но вот что мне непонятно, так это как Тут.бай во всей этой истории запачкаться умудрился. Ведь Беларусь наша общая родина, и участвовать в информационном нападении на собственную страну… У меня это в голове просто не укладывается. Да и сам Шкляров, он ведь наш земляк. Должны же быть какие-то вещи, которые не продаются. 

Полагаю, подробности всего произошедшего мы узнаем по завершении следствия, уверен, там еще очень много интересных деталей всплывет. Но уже совершенно очевидно, что информационной безопасностью страны заниматься надо очень и очень серьезно. Нападают сейчас не танками и самолетами – агрессия перешла в информационное поле. И готовиться к отражению подобных атак надо заранее.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter