Почему так много вчерашних школьников выбирают не свое место в жизни
28.06.2019 15:35:06
Ирина МЕНДЕЛЕВА
Сейчас у абитуриентов горячая пора: централизованное тестирование, окончательный выбор учебного заведения, где они продолжат обучение. Совсем скоро начнется вступительная кампания в вузах, чуть позже — в колледжах. И, как обычно, многие парни и девушки будут штурмовать приемные комиссии вместе с родителями. Не самостоятельно, а с папами и мамами примут решение — поступать по призванию или туда, где меньше конкурс, пробовать на бюджет или сразу, чтобы гарантировано, на платной основе.
В принципе, в том, что ребят консультируют и направляют старшие, более опытные, нет ничего плохого, если бы не одно «но»: часто именно слово родителей оказывается самым веским, решающим.
Марина, дочь могилевчанки Аллы Ивановны, — выпускница школы. И, похоже, ее профессиональная судьба уже предрешена.
— Мы решили связать свою жизнь с международным туризмом, благодаря этому девочка сможет хорошо зарабатывать, да и мир посмотрит, — безапелляционно заявляет «заботливая» мама, лишив дочь права голоса.
Сама Алла Ивановна на все сто процентов уверена, что делает для дочери «только хорошее». Дескать, у педагога профессия сложная, а зарплата незавидная. При этом мать не сделала никаких выводов из того, как сложилась жизнь ее старшего сына Олега. Парень с аналитическим складом ума хотел получить экономическую специальность, но родительница тогда ужаснулась: «Что ты! Это же для девочки!» Отдала сына учиться на инженера. В нелюбимый технический вуз Олег ходил без особого интереса, то и дело пропускал занятия, кое-как сдавал зачеты и экзамены, пару раз висел на волоске от отчисления. Потом по распределению отмучился два года на одном из предприятий: дни считал, когда можно будет уволиться. И начальство настрадалось со слабеньким безынициативным специалистом, которому нельзя было поручить ничего серьезного.
Сейчас Олег работает барменом. Тоже без особого интереса, но как-то свыкся. Спрашивается, стоило ли занимать чье-то место в вузе?
Однако Алла Ивановна своей вины в сложившейся ситуации не видит, считает, что просто сын у нее «неудачный». Совсем другое дело Марина, которая за любимое дело берется с удовольствием — глаза горят! Вот только станет ли когда-нибудь выбранная мамой профессия делом всей ее жизни и сможет ли девушка в ней преуспеть?
Отец Марину не поддерживает, в семейную профориентацию не вмешивается, дескать, жена сама справится. И вообще, воспитание детей — обязанность матери.
Конечно, понять таких мам несложно. С самого рождения они опекали своих отпрысков. Затем, когда малыши подросли, водили их в школу, вместе делали уроки. Еще недавно решали, как организовать для них запоминающийся выпускной вечер, выбирали соответствующие торжественному поводу наряды. Наверное, и не заметили, что отпрыски выросли, для них настало время жить самостоятельно, принимать чуть ли не первое в жизни серьезное и ответственное решение…
Любой вузовский преподаватель, которому приходилось поработать в приемных комиссиях, может вспомнить немало историй, когда документы подавали парни и девушки вместе с родителями. При этом папы и мамы сходу брали инициативу в свои руки, нередко уговаривая сыновей и дочерей подавать документы не на ту специальность, к которой лежит душа, а где меньше конкурс. Дескать, потом переведешься, к тому же человек с дипломом может везде трудоустроиться. Была бы эта вожделенная «корочка». Понятно, что последнее утверждение в корне неверно. Да, если специальности родственные, можно попытаться. Но как, скажите, человек с дипломом юриста сможет работать, к примеру, врачом?
Двадцатилетняя Тамара обучается в престижном техническом вузе. У нее «хвосты», причем не впервые, ей грозит отчисление. И в очередной раз папа отправляется в деканат, уговаривает, чтобы дочери дали шанс, просит не портить девочке жизнь. А по вечерам мама-педагог усиленно готовит ее к пересдаче зачета и экзамена.
Самое удивительное, что преподаватели вуза, где обучается Тамара, в один голос утверждают, что редко встречали настолько способную студентку — логически мыслящую, с блестящей памятью, но при этом столь же ленивую и безынициативную. Они и не подозревают, что подобная характеристика не имеет никакого отношения к Тамаре: за день она успевает сделать очень многое, всегда трудоспособная и собранная. Просто Тамара хотела быть психологом, а папа с мамой отговорили: посчитали, что эта профессия в нашей стране «нераскрученная, немодная», и трудоустроиться она сможет в лучшем случае в школе на «копейки».
А через некоторое время, по наблюдениям директора колледжа кандидата физико-математических наук Сергея Пенчанского, учащиеся, которых «привели сюда за ручку», полностью теряют интерес к учебе. Особенно непростым испытанием для них становится практика — работа с детьми, которых любить надо, а не получается. Впрочем, бывают редкие счастливые исключения, когда именно практика становится переломным моментом, и у учащегося, ходившего на занятия без энтузиазма, вдруг просыпается интерес к профессии, приходит понимание: «Да, это мое». Но чаще, отучившись какое-то время «не на своем месте», девушки, если родители не возражают, вообще оставляют колледж, выбирают для себя что-то другое.
Сергей Пенчанский знает причины, по которым некоторые родители очень хотят, чтобы их дети обучались в этом колледже. В основном здесь занимается молодежь из сельской местности, где профессия педагога по-прежнему одна из самых уважаемых. В общем, престижно. А иногда папы и мамы, не найдя общего языка с дочерью-подростком, почему-то уверены, что в педагогическом колледже юную девушку уж точно смогут направить «в нужное русло».
И все же Сергей Пенчанский настоятельно не советует родителям делать за детей столь ответственный выбор. Если вчерашние школьники сами желают — тогда, конечно, поддержите, но ничего не навязывайте. Ведь профессия учителя младших классов очень ответственная, и именно первый педагог прививает детям интерес к знаниям на все дальнейшие годы. Чему может научить специалист, которому и самому «все до лампочки»?
Впрочем, а чем лучше врач, адвокат или офицер милиции, случайные в своей профессии? Каждый из нас знает немало случаев, когда некомпетентность и равнодушие специалиста становилось причиной трагедии. Серьезный повод задуматься.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
Преподаватели советуют ни в коем случае не бросаться с головой в омут — не подавать документы в первое попавшееся учебное заведение, даже если парень или девушка еще вообще не определились с выбором будущей специальности и им «без разницы». В этом случае нужно быть особенно внимательным, прибегнуть к помощи специалистов по профориентации, которые путем анкетирования и других методов попробуют выявить, к чему у вас есть склонность. Если же и это не поможет, лучше взять паузу, осмотреться, для начала попытать себя в любой несложной профессии, полученной на краткосрочных курсах, организованных, к примеру, службой занятости. Как вариант, выпускнице школы можно на первое время обучиться на парикмахера — чем плохо? И при желании продолжить образование чуть позже, осознанно, когда проснется интерес к какой-то профессии. Ведь людей, которые не будут любить ни одну работу, на самом деле не так уж много — среди разнообразия специальностей дело по душе найдется каждому.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Ирина Барановская, психолог высшей категории Могилевской областной психиатрической больницы:
— Нередко подобное родительское поведение может привести к очень серьезным последствиям, даже к расстройству здоровья, развитию психосоматических заболеваний. Родители чрезмерно «завышают планку», ждут от ребенка с более скромными способностями, чем им кажется, невозможного. Понятно, что парень с гуманитарным складом ума в техническом вузе не будет преуспевать, профессионала из него не получится. Но уже в процессе учебы у него могут возникнуть различные психозы, фобии. Неминуемо при сравнении себя с другими учащимися, при виде недовольства со стороны преподавателей у молодого человека будет занижаться самооценка. При этом некоторые испытывают еще и чувство острой вины перед родителями — они все для меня делают, тратят деньги на мое обучение, а я не оправдываю их надежд.
Как раз сейчас у Ирины Барановской есть сложный 17-летний пациент. Парнишку-гуманитария отдали в технический колледж. Молодой человек так не хотел туда ходить, что у него развились фобии — боязнь общественного транспорта, страх хождения по мостам. Это защитная реакция организма на ежедневные стрессы, которые он испытывал, занимаясь в нелюбимом учебном заведении. Стоит ли доводить собственных детей до подобного состояния, пусть и из самых добрых побуждений?
mendeleva@sb.by