Для белоруса посадка картошки - целый ритуал

Мантра о бульбе

Каждый год в начале мая, как только первый раз станет по–летнему тепло, а трава и деревья позеленеют, слышу повторяющуюся белорусскую мантру: «Надо ехать домой — бульбу садить!» Слово «домой» может заменяться такими синонимами, как «дача», «теща», «вёска», «деревня». Но два слова «бульбу садить» звучат неизменно. Эту мантру произносят и физики, и лирики, и начальники разных уровней, и их многочисленные подчиненные.

Одни об этом говорят с юмором, а другие — очень серьезно, как о чем–то чрезвычайно важном. Хотя и одни, и другие уже сто раз высчитали, кто на калькуляторе, а кто в уме, умножением–делением–вычитанием, что дело это экономически абсолютно невыгодное. Затраты всегда превосходят полученный результат. Покупать картошку в магазине или на рынке дешевле, чем выращивать самостоятельно. Знают, понимают, считали, но почему–то едут на сотки, иногда аж за сотни километров. Прямо какое–то всеобщее весеннее умопомешательство перед большими выходными наступает. Едут на личных автомобилях, автобусах и поездах... Что же это за чудо такое с нашим народом случается?

Как аргумент все очень важно и глубокомысленно объясняют, что своя картошка, хотя и мелкая, всегда вкуснее покупной. Вот пройдет пару месяцев, приедем летом на дачу, а там уже своя картошечка поспела. Свежая да разваристая, экологически чистая. И пусть три ведра посадим, а только два выкопаем, но ведь не в этом дело? Не везти же, в конце концов, из города еще и картошку.

Но такая радость будет еще нескоро. А пока вовсю кипит работа. Гудят на участках мотоблоки и маленькие тракторы, местные куры и вороны ходят по земле, червей ищут. Где–то по старинке лошадь тянет плуг, оставляя черную борозду, а за плугом торопливые сеятели с ведрами — аккуратно каждую картофелину укладывают... А кому той картошки совсем немного надо, так с лопатами. Один землю переворачивает, а другой посадкой корнеплодов занимается. Веселое это дело, хотя и тяжелое.

Некоторые аграрии борозды на своих участках под шнур выравнивают, чтобы красиво было, как в английском парке. Колышки забивают, шпагат натягивают. И чуть ли не с линейкой на равные расстояния картофелины друг от дружки укладывают.

Мне кажется, нет больше такой страны, где все, что связано с картошкой, настолько похоже на религиозно–мистическое действо. На глубинное и древнее, на некий удивительный ритуал.

Все эти разговоры про навоз, золу, сорта, сотки и гектары, тракторы, лошадь и прочее ведутся очень серьезно. Настолько серьезно, что иногда кажется, что от этого зависит жизнь. Обязательно всплывает тема колорадского жука. Про вредителя выражаются зло, как про кару небесную. Травят его, собирают с зеленых листьев, жгут и безжалостно давят. Ведут себя так, словно без картошки будущее для себя, детей и внуков не представляют.

Самое любопытное, я знаю белорусов, мужчин и женщин, которые картошку сами не едят, но каждую весну сажают, а осенью выкапывают. Это напоминает хождение в церковь, когда в Бога не сильно верят, но храм по большим праздникам на всякий случай посещают. Необъяснимые и удивительные мои земляки...

ladzimir@tut.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter