«Мальчишек и девчонок фальшивыми улыбками не провести»,
28.08.2010 21:02:47
– считает заслуженный учитель Беларуси Екатерина СЫАНТОВИЧ.
Нынешнее первое сентября станет для Екатерины Антоновны двадцать вторым в богатой учительской биографии. И каждый раз она переживает так, будто идет на свою первую сентябрьскую линейку. Но самым волнительным, ярким и запоминающимся для нее все-таки стал 2001 год. Тогда она получила звание заслуженного учителя Беларуси. Высокую награду педагогу вручал глава государства Александр Лукашенко. «Попробуй тут не разволнуйся!» — вспоминает Екатерина Сыантович. Ведь подобная награда не только многое значит для сельского учителя, но еще к большему обязывает. Прошло восемь лет, а Вертелишковская СШ, где 20 лет она трудится директором, по-прежнему лучшая в Гродненском районе. Вот и к нынешнему первому сентября учебное заведение было готово еще 11 августа. В канун нового учебного года мы встретились с известным педагогом.
— Да. Родители мои были крестьяне. Отец — столяр, делал прекрасные скрипки, цимбалы, помогал односельчанам строить дома, рисовал и играл на скрипке, а имел всего 4 класса образования. Мама работала в колхозе, вела домашнее хозяйство. Я родом из красивейших мест — деревни Подгорное Барановичского района. В семье нас было трое: два брата и я. Папы и мамы уже, к сожалению, нет в живых, умер и один из моих братьев, второй уже на пенсии. Я — самая младшая.
— Когда вы поняли, что ваше жизненное предназначение — быть учителем?
— Мне было интересно заниматься с детьми, которые меня младше. Я любила учить их чему-то новому. Позже, уже в Подгорненской средней школе, у меня были чудесный классный руководитель и учитель химии. В том, что я стала учителем — их заслуга! А химию выбрала потому, что смешивание реактивов, наблюдения за происходящими химическими процессами увлекали меня. К тому же, этот предмет мне всегда легко давался, я часто побеждала на олимпиадах. И когда стала преподавать химию в Вертелишках, любила показывать детям занимательные опыты, вне школьной программы. Демонстрировала, к примеру, как плавится чугун прямо на столе, как взрывается гремучий газ. Нужно, чтобы дети понимали предмет, чтобы стремились к результатам в его изучении. Ведь когда появляются первые успешно сделанные задания, исчезает страх перед дисциплиной и педагогом. Для этого можно на первых порах и отметки ученику завышать.
— Нередко от родителей слышу, что воспитание их чад — удел детских садов, обучение — школ, а самим папам и мамам не до детей… Накормить бы их, обуть-одеть, а на все остальное просто нет времени…
— Это распространенное заблуждение. Мы пытаемся с ним бороться, но не всегда получается. Некоторые родители видят в нас этаких церберов, которые воспитывают и их детей, и самих пап и мам. А ведь мы всего-то и хотим, чтобы они интересовались тем, что происходит с их ребенком в школе: отметками, увлечениями, последними событиями. Учителя и родители должны быть друзьями, соратниками, ведь цель у нас общая — вырастить достойную молодую смену.
— Листая ваш фотоальбом, увидела фото, где вы — верхом на лошади… Не боялись упасть?
— Очень боялась! (Улыбается.) Но лошадь оказалась спокойной.
— Вы работаете директором уже более 20 лет. В чем секрет, чтобы оставаться в профессии «на коне»?
Иногда и жесткость необходима, но это, скорее, исключение из правил, чем норма. Нужно уметь убеждать — в серьезности своих намерений, в правоте. Но убеждать, жестко спрашивать с подчиненного за провинность — это не одно и то же, что кричать.
— Мы, взрослые, обладаем над детьми определенной властью — дома и на работе. Как ею правильно пользоваться?
— Да, ребенку сложнее быть услышанным, отстоять свою точку зрения, особенно в споре со старшими. Есть такая категория учителей, которые, если ученик не выучил урок, сразу начинают на него кричать, ставят двойку. Я таких педагогов не уважаю: прежде чем так себя вести, им следует задуматься, а может, у ребенка дома проблемы, возможно, он из неблагополучной семьи — не выспался, не доел, и ему было не до зубрежки уроков?.. На каждом совещании говорю педагогам об этом. Но учителя в школу приходят разные, и бывали случаи, что приходилось мне как директору и коллеге вмешиваться в некоторые ситуации.
— Что за ситуации?
— Прохожу как-то мимо кабинета, где ведет урок молодой учитель. Слышу шум, как на переменке. Заглядываю, а там учитель сидит за столом и… что-то себе под нос рассказывает. А нужно увлечь учеников, построить урок так, чтобы им было интересно. Неспроста мы обмениваемся друг с другом опытом — даем открытые уроки. Каждый педагог за год посещает их не менее тридцати. У нас также за всеми молодыми специалистами на два года закрепляются наставники — опытные педагоги с высшей или первой категорией. Система наставничества позволяет за два года завершить «огранку» молодых специалистов, так что с ними потом, если решают уйти, жалко расставаться.
— Почему же молодые учителя уходят из сельской школы? Боятся работать в деревне?
— Нет, они не боятся работать на селе. У нас сложилась хорошая традиция: выпускники заканчивают школу, получают педагогическую специальность и возвращаются обратно — уже преподавать. Таких 18 человек, все замужем за специалистами хозяйства, имеют жилье. Да и мужья, как правило, у них хорошо зарабатывают в СПК. Он у нас крепкий, богатый: может позволить себе и высокую оплату труда, и помощь школе (большое за это спасибо!). Но часто ли другим хозяйствам это по силам? Везде ли директора могут сразу предоставить молодым специалистам-педагогам квартиру или дом?.. А ведь на селе учитель больше, чем просто педагог: он всегда на виду и должен быть лучше всех — в семье, в поведении, в одежде, в бытовых, жилищных условиях. Здесь, если женщина, так все село видит, какой у тебя огород, убрано ли в доме, хорошая ли ты хозяйка. А если учитель мыкается по чужим углам, то долго не выдержит...
— Часто ваши молодые коллеги находят в Вертелишках вторую половинку?
— Случается. К примеру, учительница биологии вышла замуж за… ученика. Сегодня у них дочка уже в восьмом классе. Он работает в хозяйстве , получили квартиру, живут дружно.
— Как сами оказались на Гродненщине?
— Чем запомнились студенческие годы?
— Студенческими отрядами, поездкой на Кавказ (была поощрена вузом за отличную учебу), активной комсомольской жизнью. Даже участвовала в агитбригаде, с которой мы ездили выступать в деревни. Пою еще с тех пор, почти 13 лет была в составе хора здесь, в Вертелишках. Вместе с народным коллективом побывала в Молдавии, в Польше, позже (как приглашенный участник) — в Испании.
— А как повстречали будущего мужа?
— Познакомились в студенчестве: я училась на пятом курсе, он — на втором, но уже после армии. Пошла на танцы в общежитие мединститута, он пригласил меня на танец. Невысокого роста, но очень красивый, особенно глаза. На следующий день Николай зашел в наше общежитие и пригласил на первое свидание: мы гуляли по Гродно возле Немана. С тех пор эти места — наши самые любимые. Потом ходили в театр: студентам мединститута выдавали абонемент. Это стало предметом зависти для очень многих, на спектакли тогда не попасть было. Затем уехала по распределению, он остался доучиваться. Но пока он заканчивал вуз, за мной в новодевятковской школе стал ухаживать учитель истории. Тогда Николай не стал долго ждать — сделал мне предложение. Свадьбу сыграли в мае 1974-ого.
— С чего начиналось обустройство быта?
— С одной кровати, стола и двух стульев. (Улыбается.). А теперь, конечно, уже все есть: и мебель, и машина. Двое взрослых детей уже.
— Дети пошли по стопам родителей?
— Да, старшая дочка Татьяна (родилась в 1975-ом) стала врачом-неврологом, работает в Москве. Сын Павел (родился в 1980-ом) — учитель английского языка. Оба уже в браке, но внуков у нас пока нет, имеем только кота.
— Вы — женщина-руководитель, а в семье кто из вас голова, а кто — шея?
— (Улыбается). Сразу как поженились, я пыталась быть головой, но у меня это не получилось. И я считаю, что это правильно — кем бы ни была женщина на работе, дома ей лучше оставаться хранительницей очага, нежной женой и мамой. Нельзя за напряженной работой, за сложными профессиональными обязанностями забывать о близких и любимых людях. Муж, дети должны быть на первом месте. Нужно понимать, что ничего вечного не бывает, все, в том числе любовь, требует подпитки, постоянного душевного труда. Родного человека так легко ранить невниманием, поэтому хочу пожелать всем молоденьким девушкам, мечтающим о карьере, не забывать о семье и традиционном женском долге — жены и матери. И, кончено, пожелать удачи всем педагогам в новом учебном году!
НА СНИМКАХ: вместе с мужем Николаем, детьми Татьяной и Павлом (в конце 90-х гг.); на уроке химии (в начале 80-х гг.).