В 2022 «Белоруснефть» сосредоточится на установке ЭЗС в районах страны и развитии сети супербыстрых заправок

Malanka засверкает в регионах

Рынок электротранспорта в первой половине года показал взрывной рост: продано 2,6 миллиона электрических транспортных средств, что на 160 процентов больше, чем за аналогичный период в 2020-м. Во время пандемии электрокары привлекали к себе гораздо больший интерес, чем традиционные авто, продажи которых периодически существенно сокращаются. Такое внимание к машинам с молнией под капотом вполне объяснимо: данная тема лоббируется в развитых странах на государственном уровне. Создается мягкий климат для производителей и дилеров, от чего выигрывает конечный потребитель. Беларусь в этом вопросе не исключение — развитие электротранспорта находится на контроле у Президента. Мы также являемся активными участниками процесса изменения приоритетов на авторынке, у нас появляются новые eco-friendly производства, совершенствуется и зарядная инфраструктура. 

У сферы есть стимул

Развитие новых технологий требует серьезной поддержки со стороны государства. Об этом свидетельствует мировая практика. Ведь, по сути, сегодня та же зарядная инфраструктура не окупает себя, но является социальным проектом. Именно такой проект с долгосрочными госинвестициями способен разорвать круг, где без наличия электрокаров невозможно появление зарядной инфраструктуры, а без зарядной инфраструктуры — электрокаров. В нашей стране еще одним важным сигналом для развития электротранспорта стал Указ № 447 «О стимулировании использования электромобилей», подписанный Президентом. Документ вводит дополнительные льготы, освобождая юридические лица от уплаты НДС при ввозе электромобилей на территорию Беларуси и их реализации, а также организации, производящие электромобили, при ввозе автокомпонентов для них. Указ — еще один важный драйвер для появления большего числа таких транспортных средств и зарядной инфраструктуры.

В нашей стране ПО «Белоруснефть» в статусе национального оператора с 2018-го занимается системным развитием зарядной сети Malanka. Тогда компания начинала работу с установки 15 станций. За три года сеть приближается к отметке в 600 ЭЗС. Заместитель генерального директора ПО «Белоруснефть» Андрей Котик констатирует:


— Без ложной скромности мы говорим о лидерстве на территории ЕАЭС с точки зрения структурированного подхода в создании сети ЭЗС по всей стране. Наш подход в том числе определяется законодательной инициативой. В масштабах страны работаем не локально, устанавливая зарядные станции в определенных местах, а сформировали единую государственную сеть. Мы решаем задачу конечного потребителя — даем возможность купить электромобиль, не испытывая проблем с зарядкой. Стремимся создать в скором будущем во всех точках страны равную доступность зарядных станций.

Важная задача при проектировании сети ЭЗС — сделать ее доступной во всех точках страны.

ПО «Белоруснефть» с 2018 года занимается системным развитием зарядной сети Malanka.
При этом заместитель генерального директора обращает внимание, что сегодня потребность зарядиться существенно растет в столице, на автомагистралях, в областных центрах:

— Наша сеть до конца года будет насчитывать 600 ЭЗС. В 2022-м продолжит расти и расширяться. Технологически она будет уходить в супербыстрые комплексы в связи с тем, что электрокары также развиваются, и вскоре будут способны в своей основной массе заряжаться за такое же время, что и авто с двигателем внутреннего сгорания. Кроме того, когда мы начинали развивать сеть, на рынке преобладали дорогие электромобили. Сейчас в серию запускаются электрокары массового спроса. Их могут позволить себе все больше граждан. И количество автомобилей будет увеличиваться.

Также он уточнил, что после того как Malanka в достаточном количестве появится на магистралях и в региональных центрах, компания сосредоточится на районных направлениях и развитии сети супербыстрых станций.

Окупаемость в перспективе

Накануне белорусская сеть электрозарядной станций Malanka отметила знаковое событие — 100 тысяч успешных оплачиваемых зарядных сессий. Текущее количество ЭЗС позволяет ей ежедневно работать с более чем 25 тысячами клиентов. В том, чтобы развивать сеть такими темпами, есть важная причина: быстрорастущая динамика развития рынка внутри страны, в том числе благодаря стимулирующим мерам. На начало текущего года на дорогах Беларуси насчитывалось чуть более тысячи электромобилей, а уже сейчас их больше четырех тысяч. По оценкам экспертов, к 2025-му Беларусь может приблизиться к отметке в 100 тысяч таких транспортных средств, а к 2030-му около 20 процентов парка автомобилей белорусов будет с электрическим двигателем.

Андрей Котик замечает, что данный проект из социального в ближайшие годы может перейти в категорию быстроокупаемых:

— По оценкам экспертов, в 2026-м электромобиль и авто с ДВС сравняются в мире по своей средней стоимости. Именно тогда данные проекты станут рассматриваться банковскими структурами как полноценное коммерческое направление. И по-другому быть не может, потому как электромобили в своей динамике имеют характерное взрывное развитие.

При этом он отметил, что тяжело с высокой точностью прогнозировать, как скоро на дорогах страны появится 25 тысяч электрокаров, под которые установлены сегодня почти 600 ЭЗС: 

— Однако стоит сказать, что это может произойти гораздо быстрее, чем ожидаем. Мы понимаем, что в следующем году их количество будет значительно больше, чем в этом. Такие машины становятся дешевле, а их модельный ряд расширяется. Кроме того, развитие сети ЭЗС приведет к тому, что людям будет выгоднее покупать электрокары.

Рынок для новых игроков

В процессе построения сети ЭЗС ПО «Белоруснефть» решает еще одну глобальную задачу: стимулирует энергетиков к выделению мощностей под зарядные станции. Необходимые мощности не предусмотрены на большинстве дорог, связывающих города страны, ведь ранее в этом просто не было необходимости.

— Аналогичный вопрос сегодня есть и в США, и в Западной Европе, многих других развитых странах, занимающихся созданием зарядной инфраструктуры. Сетевые вопросы нам также нужно решать. Мы планируем внедрение супербыстрых станций в 350 кВт. В целом мощности будут только расти. В стране развивается крупный грузовой и общественный электротранспорт, который можно будет заряжать ЭЗС с мощностью до 1 мВт. Если поставить семь-восемь таких станций, то получим мощность целого завода. Требуется хорошее сетевое строительство, и у нас есть абсолютное взаимопонимание с энергетиками.

Компания ОАО «Витязь» уже сделала первые шаги и сейчас решает технические вопросы по установке ЭЗС в Минске.

Немаловажно еще и то, что на рынке ЭЗС появляются новые компании. Первым игроком здесь стала компания «Витязь», которая объявила о желании быть оператором зарядной сети и начала устанавливать свои зарядные станции. Генеральный директор ОАО «Витязь» Геннадий Азаров рассказал, что компания уже сделала первые шаги и решаются технические вопросы по установке ЭЗС в Минске: 


— Мы сейчас занимаемся техническими вопросами, связанными с отработкой корректного функционирования приложения, благодаря которому будет осуществляться зарядка в нашей электрозарядной сети. Мы установили семь станций в Минске, ожидаем, что в январе они начнут работать. Также сегодня в эксплуатации четыре зарядные станции в Витебске. Бизнес-план по дальнейшему развитию сети в проработке.

Напомним, что зарядная сеть «Витязь» ориентирована на установку ЭЗС в спальных городских районах. Преимущественно там будут зарядные станции малой мощности.

kryzhevich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter