Князь Матей Радзивилл планирует встретиться с белорусской публикой еще не раз
01.03.2017 23:12:10
К торжественному открытию выставки «Радзивиллы: судьбы страны и рода» увидеть почти шесть веков белорусской истории в лицах успели более 1.000 гостей Национального художественного музея. А в пышной кроне раскидистого генеалогического древа знаменитого рода появилось еще одно имя — Станислав Радзивилл, появления на свет которого еще только ждали, когда коллекция князя Матея Радзивилла готовилась к отправке в Беларусь.
Дела не позволили пану Матею приехать в Минск раньше — кроме восстановления галереи предков, он занят в строительстве и реконструкции железных дорог и, к слову, подумывает о создании своего бизнеса в Беларуси. Пока его знают здесь только как консультанта по возрождению исторических памятников и великодушного мецената. Часть его коллекции уже выставлялась в Несвижском замке, несколько семейных артефактов князь передал в музей–заповедник Несвижа. А генеалогическое древо с 20 поколениями Радзивиллов теперь дополнит «Радзивиллиану» Национального художественного музея — пан Матей оставил его в подарок.
В первую же неделю эта выставка стала одной из самых популярных. Видеть в одном месте столько Радзивиллов нашей публике еще не доводилось. О каждом из 99 предметов, которые получил в наследство, разыскал у коллекционеров или купил на аукционах, пан Матей был готов рассказывать часами. Гости, пришедшие в музей ради возможности встретиться с ним, не торопили. Правда, места в залах выставки не хватило для всех желающих сказать коллекционеру слова благодарности за осязаемую историю страны, так тесно переплетенную с судьбами его предков. Вечер семейных воспоминаний Матей Радзивилл провел в обширном холле художественного музея. И начал с самого дорогого для него холста:
— «Охота в Несвиже» кисти Юлиана Фалата когда–то украшала нашу столовую, все мое детство прошло подле нее. Зимой 1886 года сын императора Германии, будущий Вильгельм II, приехал в Несвиж погостить у Радзивиллов, своих родственников. И ради него устроили охоту. Здесь много интересных персон. Кронпринц, конечно же, в центре холста. Рядом — несвижский ординат Антоний Вильгельм, а справа мой прапрадед Матей Радзивилл, который жил в Полонечке, но был администратором Несвижской ординации. И сам Фалат — друг Матея. А еще — «царское НКВД», как моя бабушка называла офицера, приставленного к кронпринцу для охраны на территории Российской империи. С каждым из них я «знаком» с детства, это одна из моих любимых картин.
Николай Радзивилл Черный. Автор медали — флорентийский мастер Бенвенуто Челлини.
Но памятных артефактов в коллекции пана Матея немного. Даже то малое, что удалось сберечь в 1930 — 1940–е, хранить семье было негде. После войны его бабушка жила в крошечной квартирке, и оставшиеся у нее портреты первых Радзивиллов отдала в один из польских музеев. Таких холстов — копий с оригиналов XVI века, сделанных двумя веками позже для всех радзивилловских резиденций, было больше 160. Сохранилось же всего несколько десятков. Эти портреты, в том числе одухотворенное изображение Барбары Радзивилл, сейчас на выставке в нашем музее. Вместе с другими, которые Матей Радзивилл ищет и находит по всей Европе. И рядом с теми, которые Национальный художественный музей считает одними из своих ценнейших экспонатов: после долгого отдыха в хранилищах и путешествий по зарубежным выставкам их экспонируют снова.
К концу года вместе с музеем пан Матей надеется реализовать еще один проект: собрать под одной альбомной обложкой все радзивилловские портреты, которые хранятся в коллекциях Беларуси, Польши, Литвы, Украины и других стран. В виртуальном виде альбом уже почти собран, однако генеральный директор музея Владимир Прокопцов не сомневается, что реальное продолжение будет обязательно:
«Охота в Несвиже» — одна из тех картин, с которых началась коллекция Матея Радзивилла.
— Когда завершим строительство музейного квартала, привезем сюда всех Радзивиллов, после покажем эту выставку и в других странах.
Выставка «Радзивиллы: судьбы страны и рода» продлится до середины апреля. После переместится в гомельский дворец Румянцевых и Паскевичей. Дальше переедет в польский город Бяла–Подляска. А пан Матей уже готовится к следующему визиту в Беларусь — свой очередной съезд Радзивиллы планируют провести в Несвиже.
Дела не позволили пану Матею приехать в Минск раньше — кроме восстановления галереи предков, он занят в строительстве и реконструкции железных дорог и, к слову, подумывает о создании своего бизнеса в Беларуси. Пока его знают здесь только как консультанта по возрождению исторических памятников и великодушного мецената. Часть его коллекции уже выставлялась в Несвижском замке, несколько семейных артефактов князь передал в музей–заповедник Несвижа. А генеалогическое древо с 20 поколениями Радзивиллов теперь дополнит «Радзивиллиану» Национального художественного музея — пан Матей оставил его в подарок.
В первую же неделю эта выставка стала одной из самых популярных. Видеть в одном месте столько Радзивиллов нашей публике еще не доводилось. О каждом из 99 предметов, которые получил в наследство, разыскал у коллекционеров или купил на аукционах, пан Матей был готов рассказывать часами. Гости, пришедшие в музей ради возможности встретиться с ним, не торопили. Правда, места в залах выставки не хватило для всех желающих сказать коллекционеру слова благодарности за осязаемую историю страны, так тесно переплетенную с судьбами его предков. Вечер семейных воспоминаний Матей Радзивилл провел в обширном холле художественного музея. И начал с самого дорогого для него холста:
— «Охота в Несвиже» кисти Юлиана Фалата когда–то украшала нашу столовую, все мое детство прошло подле нее. Зимой 1886 года сын императора Германии, будущий Вильгельм II, приехал в Несвиж погостить у Радзивиллов, своих родственников. И ради него устроили охоту. Здесь много интересных персон. Кронпринц, конечно же, в центре холста. Рядом — несвижский ординат Антоний Вильгельм, а справа мой прапрадед Матей Радзивилл, который жил в Полонечке, но был администратором Несвижской ординации. И сам Фалат — друг Матея. А еще — «царское НКВД», как моя бабушка называла офицера, приставленного к кронпринцу для охраны на территории Российской империи. С каждым из них я «знаком» с детства, это одна из моих любимых картин.
Николай Радзивилл Черный. Автор медали — флорентийский мастер Бенвенуто Челлини.
Но памятных артефактов в коллекции пана Матея немного. Даже то малое, что удалось сберечь в 1930 — 1940–е, хранить семье было негде. После войны его бабушка жила в крошечной квартирке, и оставшиеся у нее портреты первых Радзивиллов отдала в один из польских музеев. Таких холстов — копий с оригиналов XVI века, сделанных двумя веками позже для всех радзивилловских резиденций, было больше 160. Сохранилось же всего несколько десятков. Эти портреты, в том числе одухотворенное изображение Барбары Радзивилл, сейчас на выставке в нашем музее. Вместе с другими, которые Матей Радзивилл ищет и находит по всей Европе. И рядом с теми, которые Национальный художественный музей считает одними из своих ценнейших экспонатов: после долгого отдыха в хранилищах и путешествий по зарубежным выставкам их экспонируют снова.
К концу года вместе с музеем пан Матей надеется реализовать еще один проект: собрать под одной альбомной обложкой все радзивилловские портреты, которые хранятся в коллекциях Беларуси, Польши, Литвы, Украины и других стран. В виртуальном виде альбом уже почти собран, однако генеральный директор музея Владимир Прокопцов не сомневается, что реальное продолжение будет обязательно:
«Охота в Несвиже» — одна из тех картин, с которых началась коллекция Матея Радзивилла.
— Когда завершим строительство музейного квартала, привезем сюда всех Радзивиллов, после покажем эту выставку и в других странах.
Выставка «Радзивиллы: судьбы страны и рода» продлится до середины апреля. После переместится в гомельский дворец Румянцевых и Паскевичей. Дальше переедет в польский город Бяла–Подляска. А пан Матей уже готовится к следующему визиту в Беларусь — свой очередной съезд Радзивиллы планируют провести в Несвиже.
cultura@sb.by