Беларусь могут включить в Болонский процесс
06.03.2015 19:50:48
Консервативная система вузовского образования ждет перемен. В этом году Беларусь со второй попытки собираются включить в Болонский процесс. Выполним рекомендации европейских экспертов, и дело сделано. Выбирай себе, студент, дисциплину, преподавателя, сроки обучения… Конечная цель — признание белорусских дипломов на Западе. Но стоит ли «копаться» в профпригодности только лишь вузов?
Полгода назад встречалась с землячкой Вероникой Лазовской. Получив образование в БГУ, вышла замуж за британца. Пыталась в Лондоне устроиться по специальности (она экономист), но не удалось: диплом нашего вуза не «прокатил». Пришлось поступать в Лондонскую школу бизнеса. В тамошнем университете подходы иные. Есть образовательный минимум, который нужно сдать, другие дисциплины выбираешь индивидуально. То есть сам для себя образовательный «локомотив». Иначе зря деньги потратишь и время. Допустим, интересует страхование рисков, берешь 5 занятий в неделю вместо одного и так далее. Подобная система в вузах Дании, Швейцарии, Германии, Италии. Но в этих странах за высшее образование платят большие деньги. А это автоматически делает вузовский диплом элитным.
Объективно, белорусская модель обучения в университете не хуже европейской. Но раз мы становимся на эту колею, нужно пропахать ее «от и до». Может, не перекладывать всю ответственность на вузы, а параллельно давать ориентиры среднему образованию?
Коллега поделилась своим примером. Училась она в любанской гимназии, где подходы в обучении были идентичны приемам Лондонской школы бизнеса. В чем польза? Во-первых, работаешь на конкретные предметы, нужные для поступления. Во-вторых, в ученике развивается самостоятельность. В-третьих, мы привыкли работать на аттестат.
Дети в школе — пластилин, из которого грамотный педагог в силах слепить человека думающего, увлеченного. Но учителя загружены… бумажной работой. Чтобы подготовить толковое одно занятие, на писанину тратится времени вдвое больше. Это, считаю, расточительно в век, когда у детей развито клиповое мышление. Они же и выразить свои мысли толком не умеют, и читают в «сокращенке», и у доски отвечать им затруднительно.
Не исключено, что в ближайшие 10—15 лет мы отшлифуем на практике принципы Болонского процесса. Но если пренебрежем изменением подходов в школах, ПТУ, колледжах, насмарку пойдет вся работа. Ведь именно выпускники средних, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений придут в вузы. И их тренируй учиться по европейским принципам?
uskova@sb.by