"Лежачие полицейские" больно бьют по кошельку водителей
18.01.2018 08:21:08
Этого «лежачего полицейского» я едва успела заметить. Частный сектор, однополосная дорога, припорошенная снегом. Еду положенные 60 километров в час. Торможу в последний момент. Знаки, разметка? Здесь их нет. Впереди меня ждали еще четыре искусственные неровности, установленные, мягко говоря, в непривычном формате. Тут, в переулке, движение небольшое, но машины таких заплутавших путников, как мы, вполне могут остаться без дисков или с разбитой подвеской. Встретить на дороге препятствие высотой 7 — 8 сантиметров, да еще ночью — дело нешуточное.
Нина Хоменкова живет в деревне Дроздово Минского района уже не первый год. Переулок Подлесный, где нам встретились установленные кем–то «лежачие полицейские», по соседству с ее улицей. Она не знает, кто соорудил препятствия, сделанные явно не по стандарту. И недоумевает, как можно было не разместить здесь предупреждающие знаки: «У нас на улице также установили неровности. Но официально, со знаками и разметкой. Перед этим у всех жильцов спросили о согласии на установку. А кто вот эти положил — не в курсе».
В городах самовольные конструкции, ограничивающие скорость проезда, вряд ли встретишь. Но и там не все так гладко, как хотелось бы водителям. Например, в Могилеве прокуратура обратила пристальное внимание на городские искусственные неровности. Провели плановую проверку. Юрий Горев, старший помощник прокурора Могилева, говорит, что поводом стала складывающаяся ситуация: машин становится все больше и все больше водителей вынуждены рано или поздно обращаться на СТО из–за последствий проезда слишком громоздких «лежачих полицейских». С линейками и фотоаппаратами сотрудники прокуратуры проверили все искусственные неровности. Выяснилось, что конструкции на улицах Тимирязевской, Б.Бирули, А.Пысина, Мовчанского, Фатина, Пушкинском проспекте, бульваре Непокоренных (и не только там) не были размечены, а их поверхность покрыта сколами и трещинами. Горев лично измерял эти препятствия: «Особое внимание уделяли высоте неровностей и наличию на них разметки. Во многих местах обнаружены полуразрушенные конструкции. В отдельных случаях между искусственной неровностью и асфальтным покрытием имелись выбоины. Не всегда соблюдались нормы высоты этих элементов: вместо предусмотренных 6,5 см они зачастую возвышались до 10 см над проезжей частью». Такие барьеры уже стали в Могилеве причиной нескольких ДТП, в которых пострадали авто. Водители судились с собственниками дороги. Их иски были удовлетворены.
Генеральный директор могилевского КУП «Управление коммунальных предприятий» получил прокурорское представление с требованием устранить выявленные нарушения. До 20 января служба должна дать ответ.
Проблема актуальна не только для Могилева. Позвонивший в редакцию Николай Горбач, водитель из Жодино, рассказывает, что уже устал постоянно гонять свое авто в ремонт. По дороге на работу (а она занимает примерно 5 минут) ему встречаются около 6 — 7 искусственных неровностей и все разного типа. Его старенький «Фольксваген» не справляется. С Николаем согласны и наши читатели из разных городов страны. О том, что говорит Горбач, хорошо знает и Дмитрий Лукашук, директор одной из минских СТО. Он рассказывает, что водители с проблемами испорченных машин из–за излишне высоких «лежачих полицейских» появляются на станции практически каждый день: «Страдают амортизаторы, сайлент–блоки, шаровые рычаги, другие детали подвески». О препятствие также можно погнуть колесные диски, испортить покрышки, зацепить бампер и глушитель. При этом специалист утверждает, что далеко не всегда снижение скорости до положенных по знаку 30 — 40 километров в час позволяет избежать неприятностей. Как правило, ехать необходимо еще медленнее.
Если в городах искусственные неровности устанавливаются только с разрешения ГАИ, то в деревнях и поселках самовольная установка таких конструкций — обычная практика. Почему люди решают действовать самостоятельно, нам рассказали в ГАИ Минского района: «Как правило, большинство граждан, которые хотят установить на своей улице искусственную неровность, отказываются от этой идеи, узнав, в какую сумму это обойдется». Согласование, работа, установка необходимых знаков — даже если поделят траты на всех, сумма получится приличная. Поэтому некоторые идут на нарушение закона и самовольно устанавливают «лежачих полицейских». Причем из подручных средств. Как, к примеру, те самые неровности в деревне Дроздово, которые под снегом совсем незаметны. Такая конструкция, особенно в неосвещенном месте и даже при разрешенной скорости, вполне может стать причиной аварии.
Уже никто и не вспомнит, где в стране был установлен первый «лежачий полицейский». Пойти на такую меру вынудила ужасающая статистика смертельных наездов на пешеходов. И, как показала практика, средства и силы вложены в установку искусственных неровностей не напрасно. Там, где в год фиксировались несколько наездов на пешеходов, аварийность снизилась на 80 — 90 процентов. Именно потому ежегодно в стране появляются сотни новых искусственных неровностей. Однако каждый владелец дороги подходит к их обустройству по–своему. Несмотря на существующую нормативную базу установки препятствий, встретить двух одинаковых «лежачих полицейских» в разных городах вряд ли удастся.
У этих конструкций есть еще один минус, о котором говорят многие европейские эксперты. Тормозя, а затем разгоняясь, автомобиль увеличивает расход топлива почти в два раза. Соответственно возрастает и уровень выброса вредных веществ: установлено, что на улице с «лежачими полицейскими» выделение угарного газа увеличивается на 82%, а оксидов азота — на 37%. Поэтому ученые и дорожники сейчас активно работают над альтернативными решениями. Так, в Германии на дорогах установлены пневматические неровности. Они автоматически «сдуваются», если машина едет с разрешенной скоростью. В Литве вместо них придумали плавные искривления проезжей части: там просто не впишешься в поворот, если скорость будет превышать разрешенную. В Норвегии искусственные неровности могут применяться только на прямых участках улиц протяженностью не менее 150 м.
«Лежачие полицейские» — отличный пример решения, которое помогло спасти не одну жизнь. Но, к сожалению, оно же ударило по карману не одного автовладельца. Бед было бы меньше, если бы все препятствия устанавливались по одному безопасному шаблону. Но на деле все иначе. Может быть, пример Могилева подхватят в других городах и тоже измерят высоту искусственных ограничителей скорости?
isaenok@sb.by
Нина Хоменкова живет в деревне Дроздово Минского района уже не первый год. Переулок Подлесный, где нам встретились установленные кем–то «лежачие полицейские», по соседству с ее улицей. Она не знает, кто соорудил препятствия, сделанные явно не по стандарту. И недоумевает, как можно было не разместить здесь предупреждающие знаки: «У нас на улице также установили неровности. Но официально, со знаками и разметкой. Перед этим у всех жильцов спросили о согласии на установку. А кто вот эти положил — не в курсе».
В городах самовольные конструкции, ограничивающие скорость проезда, вряд ли встретишь. Но и там не все так гладко, как хотелось бы водителям. Например, в Могилеве прокуратура обратила пристальное внимание на городские искусственные неровности. Провели плановую проверку. Юрий Горев, старший помощник прокурора Могилева, говорит, что поводом стала складывающаяся ситуация: машин становится все больше и все больше водителей вынуждены рано или поздно обращаться на СТО из–за последствий проезда слишком громоздких «лежачих полицейских». С линейками и фотоаппаратами сотрудники прокуратуры проверили все искусственные неровности. Выяснилось, что конструкции на улицах Тимирязевской, Б.Бирули, А.Пысина, Мовчанского, Фатина, Пушкинском проспекте, бульваре Непокоренных (и не только там) не были размечены, а их поверхность покрыта сколами и трещинами. Горев лично измерял эти препятствия: «Особое внимание уделяли высоте неровностей и наличию на них разметки. Во многих местах обнаружены полуразрушенные конструкции. В отдельных случаях между искусственной неровностью и асфальтным покрытием имелись выбоины. Не всегда соблюдались нормы высоты этих элементов: вместо предусмотренных 6,5 см они зачастую возвышались до 10 см над проезжей частью». Такие барьеры уже стали в Могилеве причиной нескольких ДТП, в которых пострадали авто. Водители судились с собственниками дороги. Их иски были удовлетворены.
Генеральный директор могилевского КУП «Управление коммунальных предприятий» получил прокурорское представление с требованием устранить выявленные нарушения. До 20 января служба должна дать ответ.
Если в городах искусственные неровности устанавливаются только с разрешения ГАИ, то в деревнях и поселках самовольная установка таких конструкций — обычная практика. Почему люди решают действовать самостоятельно, нам рассказали в ГАИ Минского района: «Как правило, большинство граждан, которые хотят установить на своей улице искусственную неровность, отказываются от этой идеи, узнав, в какую сумму это обойдется». Согласование, работа, установка необходимых знаков — даже если поделят траты на всех, сумма получится приличная. Поэтому некоторые идут на нарушение закона и самовольно устанавливают «лежачих полицейских». Причем из подручных средств. Как, к примеру, те самые неровности в деревне Дроздово, которые под снегом совсем незаметны. Такая конструкция, особенно в неосвещенном месте и даже при разрешенной скорости, вполне может стать причиной аварии.
Уже никто и не вспомнит, где в стране был установлен первый «лежачий полицейский». Пойти на такую меру вынудила ужасающая статистика смертельных наездов на пешеходов. И, как показала практика, средства и силы вложены в установку искусственных неровностей не напрасно. Там, где в год фиксировались несколько наездов на пешеходов, аварийность снизилась на 80 — 90 процентов. Именно потому ежегодно в стране появляются сотни новых искусственных неровностей. Однако каждый владелец дороги подходит к их обустройству по–своему. Несмотря на существующую нормативную базу установки препятствий, встретить двух одинаковых «лежачих полицейских» в разных городах вряд ли удастся.
«Лежачие полицейские» — отличный пример решения, которое помогло спасти не одну жизнь. Но, к сожалению, оно же ударило по карману не одного автовладельца. Бед было бы меньше, если бы все препятствия устанавливались по одному безопасному шаблону. Но на деле все иначе. Может быть, пример Могилева подхватят в других городах и тоже измерят высоту искусственных ограничителей скорости?
isaenok@sb.by