Беларусь Сегодня

Минск
+22 oC
USD: 2.04
EUR: 2.32

Как на Белорусской универсальной товарной бирже торгуют лесом и пиломатериалами

Лес рубят, щепки продают

Зарубежный представитель заинтересован в древесине углубленной переработки — надо шевелиться
Секция лесопродукции на Белорусской универсальной товарной бирже первопроходец: с торгов лесоматериалами на экспорт, по сути, и началась ее история. Тогда, в 2005-м, с молотка ушло 6 лотов балансовой древесины на сумму 2,6 миллиона евро. Сейчас общий объем сделок с лесопродукцией в денежном выражении увеличился в сотни раз. К примеру, в 2017 году он достиг 568 миллионов евро. Только зарубежных компаний в списке покупателей — 230 из 20 стран мира.

фото pixabay.com

Как через биржу реализуется главный для республики сырьевой товар и почему топливной щепы продали в этом году в 5 раз больше — об этом в интервью «СГ» рассказал начальник управления торгов лесопродукцией Евгений МАЛЫШЕВ.

— Евгений Степанович, вы возглавляете секцию со дня ее создания. За 13 лет практики какого главного результата, по вашему мнению, удалось достичь?

— БУТБ стала основной торговой площадкой, на которой белорусская древесина и продукция ее переработки реализуются внутри республики и на экспорт. Система продаж регулируется рядом законодательных актов. Мы пришли к тому, что установлен единый порядок. Да, это хорошо, однако на практике сталкиваемся с некоторыми нюансами. Возьмем, допустим, пиломатериалы. Примерно 50 процентов их поставляется на экспорт через биржевые торги, а вторая половина — около 1,1 миллиона кубов древесины — отгружается по прямым договорам. Такое право законодательно предоставлено предприятиям, расположенным в сельской местности и малых населенных пунктах. Казалось бы, что тут плохого: надо давать возможность малому бизнесу экспортировать свою продукцию. Но цены за кубометр в таком случае на 20 процентов ниже, чем на биржевых торгах. Получается, при имеющейся системе государство существенно недобирает валюты. А это солидные деньги. Возможно, стоило бы перекрыть вал реализации пилопродукции по прямым договорам, пустить ее, к примеру, на конкурсных условиях, чтобы цена была не ниже биржевых котировок. Почему бы частнику не задуматься, как сработать с еще большей рентабельностью? Это ведь реально, достаточно только прийти на биржу.

— Из года в год объемы сделок по купле-продаже лесоматериалов увеличиваются. Только за январь—сентябрь 2018-го их экспорт вырос на 35 процентов, до 518 миллионов рублей. И это в условиях действующего запрета на реализацию необработанной древесины. За счет чего рост?

— Прежде всего увеличились поставки пилопродукции. Основные покупатели — страны Европейского союза. Туда реализовано 1,2 миллиона кубометров на 374 миллиона рублей. Некоторые примеры очень показательны. На торговой сессии 8 мая по продаже пиломатериалов на экспорт наблюдалась значительная конкуренция среди покупателей лота объемом 500 кубов. В результате его стартовая цена увеличилась на 30 процентов, и производитель получил дополнительную выручку в размере 20,65 тысячи евро.

27 марта состоялись крупнейшие в этом году торги топливной щепой на экспорт. В них принимали участие 2 продавца и 15 покупателей. Во время сессии совершено 25 сделок на общую сумму 5,47 миллиона евро. Благодаря острой конкуренции между покупателями производители дополнительно выручили 41,79 тысячи евро.

Кстати, по сумме внешнеторговых сделок именно топливная щепа принесла нашим экспортерам более 100 миллионов рублей выручки, что почти в 5 раз больше, чем за аналогичный период прошлого года. Объяснить увеличение спроса можно тем, что с начала года щепу включили в перечень товаров, сделки с которыми юридические лица и ИП обязаны заключать на биржевых торгах. Нововведение очень своевременное, ведь популярность возобновляемых видов топлива на европейском рынке растет.



— Получается, мы постепенно уходим от экспорта сырья и стремимся продавать за рубеж продукцию с высокой добавленной стоимостью. Таков тренд?

— Верно. Хотелось бы, чтобы все, что мы вырубаем, здесь же и перерабатывалось. Однако пока ситуация далека от идеальной. Не секрет, скажем, что сегодня белорусские пиломатериалы активно приобретают прибалтийские компании, дорабатывают и получают на кубометре 60—65 евро добавленной стоимости. Какой урок из этого мы должны извлечь? Зарубежный потребитель заинтересован в древесине углубленной переработки. Надо шевелиться — производить и торговать.

Допустим, сейчас у нас на контроле сделки по рынку Англии. Это для нас новое направление. В прошлом году с делегацией БУТБ побывали на выставке в Великобритании, где были представлены производители пиломатериалов и плитной продукции. Что мы там увидели? Половина экспонентов из Прибалтики — фирмы, которые в том числе и у нас покупают эту же саму пилопродукцию, досушивают, острагивают, доклеивают. Одним словом, делают «конфетку» и продают. Прибалты имеют порты, гарантируют поставку конечному потребителю в Великобританию строго по графику. Вот и конкурентное преимущество.

К сожалению, у нас это не всегда получается. Стоит задача все-таки убедить британцев в том, что белорусский производитель готов поставлять им продукцию с более глубокой переработкой. Представители английского бизнеса уже побывали у нас, посмотрели основные лесопилки, увидели качество. И уже совершили пробные сделки.

— Но надо понимать, что в таких поставках правит бал логистика. Где Беларусь, а где Британия. Продать — это одно дело, а доставить?

— Мы предусмотрели и это обстоятельство. Сегодня на стадии тестирования новое программное обеспечение по торгам услугами по перевозке биржевых товаров после совершения сделок. Что это значит? К примеру, сегодня продали 5 тысяч кубов пилопродукции на экспорт, а завтра-послезавтра мы, биржа, объявляем торги среди перевозчиков, дабы доставить товар по конкретному адресу. Сроки и объемы определены. В итоге в условиях открытой конкуренции транспортные компании смогут бороться за получение права вывоза белорусского товара. Это мировая практика. Перспектива внедрения нового программного обеспечения — конец осени.

— Кстати, в структуре реализации лесопродукции есть и еще один любопытный сегмент — услуги по заготовке древесины и проведению лесохозяйственных мероприятий. Пользуется ли такой сервис спросом?

— Да, причем рынок лесозаготовителей в последнее время тоже активно развивается. Ключевые игроки на нем — частники, и они умеют зарабатывать именно на этом. Из года в год торги в этой сфере набирают обороты, показывая существенный стоимостный прирост. За 9 месяцев этого года по итогам торговых сессий заключены договоры на оказание названных услуг объемом 4,7 миллиона кубических метров, что на 90 процентов больше показателя аналогичного периода прошлого года. Причем, кроме собственно лесозаготовок, мы начали торговать и другими услугами по ведению лесного хозяйства. Это, например, посадка лесных культур, обработка почвы, трелевка древесины, производство щепы, погрузка лесопродукции в железнодорожный транспорт и так далее.

— Леса на юге Беларуси — в Брестской и Гомельской областях — пострадали от короеда. Естественно, пошел резкий прирост объемов заготавливаемой древесины. Как на бирже решили вопрос с теми поставщиками, кто готов сбыть такую древесину на внутренний рынок?




— Когда вопрос был поднят на уровне Совета Министров и Комитета государственного контроля, биржа приняла решение с 23 июля изменить действующий порядок продажи на внутреннем рынке. Для поврежденной древесины в два раза снижен размер биржевого сбора, а торги проводятся по системе обратного аукциона. Только если в процессе участвуют больше двух покупателей, торги, наоборот, идут на повышение. Зачем это сделано? Чтобы хотя бы по минимальной рентабельности без всякого взвинчивания цен продать поврежденную древесину на внутреннем рынке.

— Кстати, а можем ли мы говорить о присутствии на нем необоснованных посредников?

— Порядок продажи древесины на внутренний рынок незыблем. На торги может заявляться только то предприятие, у которого есть собственное производство по переработке этого сырья. Собственно, и вводились эти правила с целью «отрезать» всевозможных посредников-перекупщиков. Скажу больше: даже когда частники выставляют на экспортные торги пилопродукцию, мы удостоверяемся, откуда сырье. Ведь основная цель — защита производителя, особенно при поставках на внешний рынок. Мы ввели понятие уровня стартовой цены при продаже конкретного вида пилопродукции на экспорт. Этим обеспечивается максимальная выгода от продажи. Плюс еще и в том, что на площадке заключаются сделки на крупные объемы древесины, которые сулят полугодовые и годовые контракты.

uskova@sb.by

Фото предоставлено пресс-службой БУТБ.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...
Новости и статьи