Ленивым можешь ты не быть
26.03.2005
Как часто ругаем мы своих нерадивых чад за невыполненное домашнее задание, со вздохом припечатывая: «Лентяй!» Однако психологи советуют с обидным определением не спешить: ведь существует несколько причин, по которым малыш не уделяет учебе столько времени, сколько бы хотелось его родителям.
Весьма часто оказывается, что причиной тому — завышенные требования семьи и школы. Конечно же, взрослые правы: при определенных способностях ребенок и правда мог бы заниматься лучше. Однако не стоит забывать: у маленького человечка есть интересы, которые волнуют его намного больше, чем те же арифметические примеры, и на домашнее задание он тратит ровно столько, сколько необходимо для среднего уровня.
«Нередко мальчишки и девчонки ленятся из-за снижения учебно-познавательной мотивации», — считает психолог Ольга Коновалова. Проще говоря, ребенок не понимает, зачем ему делать уроки, как знания связаны с его реальной жизнью, и, наконец, ему это просто неинтересно. Тут обвинять детей тоже нет смысла, это взрослые должны суметь превратить зачастую скучный школьный процесс в увлекательный и добровольный. Нужно суметь заинтересовать мальчика или девочку, действуя по принципу «ты – мне, я – тебе», поощрить малыша. Нередко дети учатся не для себя, а для взрослых, тогда ребенку важно, чтобы их проконтролировали, помогли. Также не исключено, что ваш несовершеннолетний домочадец просто неусидчивый и пока не умеет сосредотачивать внимание и концентрироваться. Не стоит забывать и о том, что некоторые предметы действительно требуют от маленьких школьников недюжинных усилий – чего стоит одно только письмо. В этом случае утомительный процесс следует разбить на части.
Самая же характерная картина лени у детей ослабленных: они подолгу лежат в кровати, могут часами ничего не делать. А смахнув пыль с книжной полочки, говорят о несусветной усталости. В этом случае прежде всего необходимо позаботиться о здоровье малыша.
Не исключено, что причина отказа заняться домашними делами – неуверенность ребенка. Он боится, что, как бы ни старался, все получится неправильно. Здесь стоит вспомнить о том, что не ошибается только тот, кто ничего не делает, и постараться внушить малышу, что любое дело, выполненное им, достойно уважения.
Говоря о лени, не стоит забывать и то, как важна, особенно в младших классах, личность учителя. Если отношения не сложились, то ребенку может быть тяжело и неприятно заниматься всем, что связано с учебой. И наконец, причина последняя – собственно лень. Маленький школьник обычно делает только то, что ему приятно и не требует усилий. Как ни странно, в жизни эта причина самая редкая и встречается только у крайне избалованных детей. Тут родителям действительно стоит серьезно пересмотреть отношение к своему малышу.