Еще в самом начале 1980-х на одном из студенческих «подпольных» аукционов мне повезло и я купил несколько работ красавицы и умницы Ольги Сазыкиной. Это не фигура речи и не комплимент, а правда.
В стеклянных блинах, неровных, словно испеченных неумелой хозяйкой, были листья, травинки, переплетенные нити ткани, ставшей прозрачным стеклом. Вся эта красота хранилась в сияющей и прозрачной среде, похожей на нетающий лед…
Как нельзя войти в одну и ту же реку дважды, так невозможно сотворить один и тот же стеклянный пласт.
Потом через много лет я подарил эти работы друзьям-японцам. Помню, с каким невероятным почтением они приняли подарок, как тщательно его упаковывали-пеленали.
С того удивительного студенческого аукциона, возможно первого в Беларуси, прошло четыре десятилетия. Сегодня работы Ольги Сазыкиной хранятся в крупных музеях (совсем недавно в НХМ прошла ее персональная выставка), а также в частных коллекциях по всему миру. Ольга участвует во многих международных проектах, выставляется, о ней пишут, издают каталоги, снимают фильмы.
Ее стекло — такие известные проекты, как «Девичьи капризы», «Узелки на память», «Пойманный ветер», «Галлюциногены» и «Партизанская архитектура» — давно считается классикой.
Их пытаются объяснить, растолковать и постигнуть. Сделать это, на первый взгляд, просто. Можно взять в руки стеклянный цветок, вставленный в консервную банку, ощутить его тяжесть, соотнести с названием и улыбнуться. Но что-то важное останется непонятым, непрочтенным, неувиденным.
Сазыкина писала картины, занималась графикой, фото, кино и много чем еще, но опять вернулась к стеклу. Снова плавит его, посыпает песком, расчесывая, а когда он расплавляется, то в стекле остаются загадочные следы, появляются знаки…