Легкий. Но сильный

В минувшее воскресенье многие брестчане так и не догадались, что за парашюты прямоугольной формы целый день кружили над городом.
В минувшее воскресенье многие брестчане так и не догадались, что за парашюты прямоугольной формы целый день кружили над городом. Эти разноцветные прямоугольники, прогнувшиеся под напором воздуха, не снижаясь, с легким жужжанием несли человека туда, куда он приказывал.

Мотопарапланы - так называются аппараты, совсем недавно появившиеся в арсенале покорителей неба. Поднять их в воздух непросто - похожий на Карлсона пилот с маленьким мотором и пропеллером на спине с разбега отрывается от земли и устремляется ввысь благодаря парашюту крыловидной формы, стропы которого в полете заменяют ему штурвал. Мотопарапланы и стали изюминкой VIII Международного фестиваля сверхлегкой авиации "Славянское единение", который по традиции ежегодно проходит в Бресте. Нынче сотни брестчан, пришедшие на праздник, были покорены мастерством асов парашютного спорта, техникой пилотирования авиамоделей, полетами мотодельтапланов.

Впрочем, определение "международный" в этом году можно было признать только с большой натяжкой. Всего лишь один клуб "Парамотор" из Варшавы, приславший в Брест своих посланцев, представлял малую авиацию зарубежья. Устроители фестиваля объяснили отсутствие традиционных гостей, которых хорошо знают в Бресте, организационными неувязками. Старый аэродром в городе, где в честь Дня Победы в мае ежегодно проходил этот праздник раньше, отдан под жилую застройку. Поэтому в этом году само проведение фестиваля было под большим вопросом. Лишь получив согласие руководства Белавианавигации на использование в качестве места проведения праздника Брестского аэропорта, традицию удалось продолжить, но уже только в сентябре. Этот временной сдвиг не вписался в графики аэроклубов и ассоциаций соседних стран, в том числе и России, откуда в Брест из Самары на фестиваль всегда прилетали легкие самолеты местного производства.

На нынешнем фестивале Самару косвенным образом представлял председатель Гродненской ассоциации любителей авиации Олег Вахрушев. В прошлом профессиональный военный летчик совершил над Брестом полет на самолете А-21, созданном его братом Игорем Вахрушевым, известным в Самаре конструктором и пилотом, который, к сожалению, погиб при испытаниях в 2000 году. Похожие на игрушечные, А-21 (один из них поднялся в воскресенье в воздух над Брестом) гродненцы начали делать по матрицам, привезенным из Самары, у себя дома. Десяти литров бензина этому "малышу" хватает для того, чтобы долететь, например, из Гродно до Минска.

Пожалуй, Гродно - единственное место в стране, где серьезно думают заняться производством аппаратов для сверхлегкой авиации. Тогда как в Украине и России это дело уже давно поставлено на поток благодаря частным фирмам, активно зарабатывающим на нем деньги. Отечественные бизнесмены последовать примеру соседей пока не торопятся. А ведь малая авиация способна решать большие задачи. Те же экономичные мотодельтапланы, которые способны вести обработку полей химикатами с высоты 2 - 3 метров, могут избавить наши колхозы не только от серьезных финансовых проблем, но и поднять на новый уровень качество проведения отдельных агроприемов.

А пока белорусскими самодеятельными авиаторами движет не практицизм, а энтузиазм и влюбленность в небо.

Фото Владимира ЧЕБЕРКУСА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter