Легенда о двух мечах
08.09.2009
Перед сражением в стан польско–литовского войска от великого магистра Ульриха фон Юнгингена прибыло посольство с просьбой об определении точного места битвы, а также выходе всего объединенного войска из лесов на открытое пространство. Подношение оголенных мечей было частью рыцарского церемониала, который магистр стремился использовать также в чисто практических целях для оценки сил противника и избавления себя от неожиданных неприятностей.
В это время позиции крестоносцев были на палящем солнце, а польско–литовские войска занимали место в тени и частично даже в лесу, что позволило им находиться в лучшем физическом состоянии на момент начала битвы. Великий магистр по своему замыслу должен был инициировать атаку со стороны противника, однако Ягайло, видимо, прекрасно осознавал ситуацию и никуда не спешил, удалившись для молитвы...
Хронист Ян Длугош более пространно передал для потомков слова короля, раскрывая дополнительный смысл сказанного им: «Хоть и не нужно нам мечей наших врагов, поскольку в нашем войске в них нет недостатка, во имя Бога, однако, для получения большей его помощи, опеки и обороны в нашем правом деле принимаю эти два меча, принесенные вами и присланные врагом нашим, желающим крови моих рыцарей и уничтожения моего войска».
Возникший территориальный спор между государствами должен был полюбовно разрешить чешский король Вацлав IV. Однако когда он принял невыгодное для поляков решение, Ягайло решил самостоятельно разобраться с неприятелем. Разумеется, не могло не поддержать инициативу поляков о большом походе и правительство ВКЛ, которому крестоносцы не переставали докучать болезненными рейдами и стремились навсегда оторвать от страны Жемойтию. В решающей битве, состоявшейся около небольшой деревни Грюнвальд, что теперь находится в Польше, со стороны крестоносцев приняли участие более двадцати тысяч рыцарей, а со стороны объединенного войска ВКЛ и Польши, вероятно, даже несколько более тридцати тысяч.
Два меча, которыми великий магистр пытался спровоцировать на решительные действия Владислава Ягайло, сохранялись потомками в Вавельском замке, а затем в Пулавах. След реликвий пропадает в 1853 году, когда мечи были конфискованы российской короной и затерялись на бескрайних просторах империи. Возможно, прямо сейчас они отмечают свое шестисотлетие где–то за тысячи километров от места, в котором им суждено было выделиться из рядов своих менее удачливых клинков–собратьев и стать легендой европейской истории.