В Минске в галерее "Дом Картин" открылась грандиозная выставка Руслана Вашкевича "Канал Культура"

Лабиринты смыслов

Белорусский художник–концептуалист Руслан Вашкевич в долгом представлении не нуждается. Все, кто мало–мальски интересуется современным искусством, его знают.


«Не смотря ни на что»

Пять последних лет — после выставки в Национальном художественном музее, носившей такое банальное, но одновременно очень провокационное название «Музей», — столицу он не удивлял, на выставочных площадках не появлялся. Однако продолжал планомерно работать, напоминая о себе громкими художественными интервенциями в Гомеле, Витебске, Полоцке. И любителям его творчества приходилось следовать за художником, перемещаясь по стране.

В этом году Вашкевич вернулся в Минск. Новый масштабный выставочный проект называется «Канал Культура» и экспонируется в галерее «Дом Картин» на проспекте Победителей, 89. Здание украсил огромный баннер с яркими супрематическими геометрическими фигурами. И вполне обычное здание преобразилось, предоставив все свое пространство (а это, на минуточку, 1.000 квадратных метров!) под выставку одного художника.

Как всегда у Вашкевича вся экспозиция — цельная, до мелочей продуманная, срежиссированная, лишенная случайных работ. Каждый экспонат, даже очень выразительный, вмонтирован в общую канву и является лишь частью высказывания.


Руслан Вашкевич 

Художник предлагает зрителю включиться в общий разговор, спорить с ним, удивляться, злиться, улыбаться, пожимать плечами и чертыхаться (сам слышал, как бурно выражал эмоции какой–то седовласый гость). Переходы и смены тем в лабиринте выставки порой шокируют, заставляя остановиться и прервать просмотр:

— Чем же, в сущности, занимается художник, что он пытается сказать? Зачем все это?

Попробую объяснить на простом примере то, чем занимается художник, на что тратит свои талант и время.

Руслан Вашкевич берет привычные, до боли знакомые символы, всем давно набившие оскомину, что–то добавляет, комбинирует — и смысл картинки сразу же меняется. Как в знаменитом филологическом упражнении: «Казнить нельзя помиловать». Переставь лишь запятую, незначительную черточку — и суть становится кардинально другой. Вот художник берет рентгеновские снимки человеческих костей, как больших, так и мелких. Согласитесь, не очень красивый объект для рассматривания, тем более для любования. Из этих отдельных костей и косточек он складывает замысловатые узоры, цветы, помещая их в монохромные, как рентгеновская пленка, круги.

Смотришь на всю эту утонченную красоту, удивляешься. И только потом догадываешься, понимаешь, из чего соткан этот узор или цветок. Прием неновый, так поступал и великий Пабло Пикассо, превращая ржавый велосипедный руль и седло в рогатую голову быка. Так поступали многие. И Руслан Вашкевич, ведя разговор о современной культуре, продолжает поиски. Вспоминается и Марсель Дюшан, прославившийся тем, что символу искусства «Джоконде», пририсовал усы. Но это лишь один из смысловых приемов, один из трюков, используемых Вашкевичем.


«Тайная архитектура. Цветы зла» 

И тут же рядом — на противоположной стене — как кости на трансформаторной будке, абсолютно натуральные, перекрещиваются трехметровые деревянные костыли. Таких в природе не существует, такими могут пользоваться лишь люди–великаны. И этот объект воспринимается странной точкой проекта, заставляя остановиться и задуматься.

Вашкевич питается классикой, созданной предшественниками и превращенной современной культурой в умерщвленные символы. Он берет эти символы и оживляет, давая новое прочтение, продлевая их жизнь, делая спорными и актуальными.

Как на мой взгляд, так самым значительным элементом персональной выставки является зал с настоящей картиной, написанной как в добрые старые времена на добротном холсте настоящими масляными красками. Картина называется «Не смотря ни на что». Уверен, что именно эта работа одна из самых ярких и запоминающихся. Она выразительна и сама по себе. Четыре человека, очень похожие на героев какого–нибудь модного американского сериала о семидесятых годах прошлого века, каждый — законченный типаж, на что–то странное взирают, приблизившись к раме картины. Главное — точка пересечения взглядов нарисованных персонажей находится там, где и зрители, за плоскостью полотна. Но что это?

Оторваться от происходящего невозможно. Оно тревожит, напрягает, вызывает замешательство, испуг, нешуточную оторопь, страх. Любой предмет, поставленный перед картиной, становится центром и магнитом, притягивающим взгляды этой четверки: двоих немолодых мужчин и пары женщин. Это может быть банальный табурет, мышь, пробегающая по полу, забытые башмаки, зеркало... Это может быть и зритель, застывший перед холстом, попавший в поле их зрения. Художник умудряется втянуть в свою странную и тревожную игру каждого, кто приближается к этой загадочной картине.


«Инсталляция Колобок»

Но и этого мало. Руслан разворачивает проект еще дальше во времени и пространстве. Он перемещает огромное полотно, отправляя его путешествовать в реальном времени, помещая порой в необычные места и ситуации. Картина оказывается в «местах не столь отдаленных», в анатомичке, на свалке среди выброшенных арбузов и мусора, в церкви, в баре, на кладбище, в супермаркете, обычном детском саду, среди детей... Все эти этапы странствий фиксирует уже фотокамера, разворачивая панораму современной жизни. Десятки фотографий и экран демонстрируют все этапы путешествия. Если бы фотографии странствий картины были такого же размера, как сама картина, то эффект при рассматривании был бы ошеломляющим. Для персональной выставки хватило бы одной этой работы и ее путешествий... Но Вашкевич щедр и каждая часть большого проекта «Канал Культура» самодостаточна.

На входе, уже в зале, зрителя встречает обычный серый табурет, к ножке которого изоляционной лентой привязаны красные тротиловые шашки. Мигает красная лампочка включенного часового механизма. Громко, на весь «Дом Картин», работает радио, по которому транслируется реальный «Канал Культура» с разговорами о современном искусстве...

СПРАВКА «СБ»

Работы Руслана Вашкевича находятся в коллекциях НХМ и Музея современного искусства в Минске, Музея современного русского искусства в Нью–Йорке, московского Музея современного искусства, Музея нового искусства в Пярну, а также в частных коллекциях по всему миру.

ladzimir@tut.by

Советская Белоруссия № 56 (24938). Суббота, 26 марта 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter