Министр культуры Юрий Бондарь: залог развития культуры - грамотный менеджмент

Курс задает культура

ФОТО ПАВЛА ЧУЙКО
В последнее время активность Министерства культуры привлекает повышенное внимание. Достаточно нескольких инициатив вроде открытия обновленного «Беларусьфильма», строительства Музейного квартала или объявлений о поддержке «социально значимого» кино, как в культурных кругах о ведомстве вспоминают все чаще и... не без горькой иронии. К месту переформулировать известный тезис: чем больше делаешь, тем больше даешь поводов для критики. Насколько она обоснованна и каких перемен ждать в 2018 году в самой трепетной сфере духовной жизни общества, говорим с министром культуры Юрием Бондарем.

— Юрий Павлович, на посту министра вы уже 4 месяца. Было время вникнуть в дела культурные. Вы сделали для себя какие–то выводы из проваленного и за это раскритикованного Президентом Года культуры?

— Я очень внимательно отнесся к словам Главы государства. Как министр несу личную ответственность за то, чтобы реализация культурной политики вышла на новый уровень. К сожалению, те достижения, которые появились в Год культуры, не были в достаточной степени информационно поддержаны отраслью. А интересных премьер и проектов появилось немало. Например, знаковым событием 2016–го считаю молодежный историко–художественный проект «Семь тайн Беларуси», который стал своеобразной визитной карточкой страны. Для зрителей, в том числе и иностранных, это прекрасная возможность познакомиться с культурой и традициями Беларуси, а для артистов — шанс показать все, чем она славится. 

Наша задача сегодня — не только создавать условия для творческой деятельности, но и обеспечивать информационную раскрутку национального культурного достояния. Моя заветная мечта — чтобы однажды Минск стал культурной столицей Европы.

— Недавно, обсуждая проект указа «О мерах по стимулированию развития кинематографии», группа энтузиастов обратилась в Министерство культуры с предложением пересмотреть некоторые пункты проекта, а также внести новые. Будут ли учтены их предложения и замечания?

— Мы заинтересованы в том, чтобы проект обсуждался в широких кругах и каждый имел право высказать свое мнение.  Возражения заключались в том, что проект якобы направлен не на поддержку кино в целом, а лишь на поддержку национальной студии. Но это не так. Он направлен на поддержку качественного кино. Есть в нем, например, важное условие выделения бюджетного финансирования. Картины, которые снимаются с господдержкой, должны производиться на базе «Беларусьфильма». И тут мы в первую очередь руководствуемся интересами качества. Ведь есть же разница, снята лента на телефон или на киностудии полного цикла, которой и является «Беларусьфильм»? Фильм на смартфоне — это просто хоум–видео. Зритель, купивший билет в кино, должен получить продукт высокого качества.

Проект «Семь тайн Беларуси», по мнению министра Ю.Бондаря, может претендовать на статус культурной визитной карточки страны.
Фото БЕЛТА

Ряд разумных мыслей, касающихся, например, распределения на конкурсной основе средств не только на производство фильмов, но и на создание киносценариев, нашел отражение в проекте. По тем предложениям, которые не могут быть реализованы, мы дали их авторам разъяснения. Пока проект дорабатывается. Но мы обязательно повторно обсудим его со всеми заинтересованными. Ни одно решение не будет принято кулуарно, без широкого обсуждения.

— Этой весной нас ждет очередная «Ночь музеев». В отношении акции критики предостаточно. Почему, например, в белорусском исполнении это, скорее, «вечер», да еще и не бесплатный?

— В предыдущей акции приняли участие более 100 музеев. Формат «ночи», его стоимость организаторы определяют самостоятельно, Минкультуры тематику не навязывает. От нас музеи получают бюджетную поддержку, но в то же время они не должны забывать и о внебюджетной деятельности. Если привлекаются другие организации, творческие коллективы, закупаются сувениры, то музей вправе брать деньги за вход.

Чтобы все мероприятия были бесплатными, нужна спонсорская помощь. Увы, пока еще не все осознали важность и значимость действий по поддержке культуры, поэтому не всегда потенциальные партнеры откликаются на наши инициативы. В этом году, к слову, мы постараемся сделать один пробный бесплатный проект «Ночи музеев», чтобы показать представителям деловых кругов, насколько важным и тесным может быть взаимодействие учреждений культуры с бизнесом. Надеемся, позже этот опыт подхватят музеи и их партнеры по всей стране.

Спектакль «Синяя-синяя» Могилевского областного театра кукол в 2017 году вошел в программу VII Международного форума театрального искусства «ТЕАРТ».
Фото БЕЛТА

— Который год мы также говорим о необходимости разнообразить туристические маршруты. Очевидно, что потенциал в этом направлении гораздо выше, чем тот, что используется. Коласовские места на Столбцовщине, усадьба Огиньского в Залесье, древний Мстиславль — почему эти места до сих пор в стороне от проложенных туристических путей и, чтобы попасть в них, приходится прикладывать значительные усилия? 

— Безусловно, в этом вопросе есть серьезные пробелы. И здесь мы должны ориентироваться на наших соседей из Европы, где культурный туризм — существенная статья доходов и источник развития культурного потенциала страны. У нас уже были переговоры с Министерством спорта и туризма, которое проводит государственную политику в сфере туризма, по программе совместных действий. В 2017 году Минкультуры направило предложение о включении в Государственный кадастр туристических ресурсов 13 значимых объектов, которые расположены в районах, в том числе филиала «Николаевщина» литературно–мемориального музея Якуба Коласа, который объединяет четыре мемориальные усадьбы — Смольня, Окинчицы, Альбуть и Ласток Столбцовского района Минской области. Планируем также сконцентрироваться на создании кластеров.

При этом говорить о том, что туристический потенциал объектов наследия не используется для развития туризма, нельзя. Попасть в музеи, комплексы, замки может любой желающий, и ежегодный прирост туристов, посещающих такие места, говорит о том, что интерес к нашему наследию растет. Недоработки с логистикой и транспортным обеспечением, безусловно, есть, и эти вопросы нам предстоит обсудить с коллегами из профильных министерств и местными органами управления. Спасибо, что обратили внимание на проблему, постараемся ее решить уже в ближайшее время.

Древний Мстиславль ждет туристов
Фото БЕЛТА
 
— В последнее время часто встречаю вас в театрах. Каждый из них, как вы знаете, выпускает по 5 — 6 премьер в год. Но все они, как правило, «зрительские», нет ни одной, о которой говорил бы весь интеллектуальный мир. Возможно, стоит пересмотреть план и выпускать не пять, а одну, но качественную работу, о которой можно заявить как о нашей театральной победе?

— Позвольте не согласиться. «Цель искусства — поучать, развлекая», считал Оскар Уальд. Таков принцип и у большинства театров Беларуси. Последние постановки, например, «Синдром Медеи» в РТБД, «Школа налогоплательщиков» в Купаловском театре, «Синяя–синяя» в Могилевском областном театре кукол несут не только развлекательную функцию, но и просвещают зрителя. В этих спектаклях, на мой взгляд, зрелищность стоит наравне с высокой духовностью.

Постановка «Карьера доктора Рауса» стала одним из хитов прошедшего театрального сезона
Фото БЕЛТА

Главный судья — это зритель. А наш зритель умный, воспитанный. Театр, глубоко убежден, в своих постановках говорит с ним на равных.

— Почему в таком случае о театральной Беларуси мало знают в мировом масштабе?

— И вновь позвольте не согласиться. Николай Пинигин, скажем, не менее известен в театральном сообществе, чем Лев Додин. Очень много ярких премьер в последнее время делает и театр белорусской драматургии, их спектакль «Карьера доктора Рауса» охотно приглашают на гастроли. Что нужно делать для большей узнаваемости? Во многом, конечно, дело в грамотном менеджменте. Именно он — залог развития и продвижения нашей культуры за рубеж.

Кроме того, нужно четко разграничивать театр одного спектакля — антрепризный — и репертуарные театры. В антрепризном труппа формируется для показа одной постановки — фестивальной, арт–хаусной, рассчитанной на узкий круг интеллектуального мира. Но то, что уместно в фестивальном движении, не совсем и не всегда уместно в репертуарном театре. Почему? Во–первых, театры лишатся части зрителей. Во–вторых, не в полной мере будет задействована труппа. В–третьих, потеряется разножанровость репертуара, который формируется в том числе и с учетом мнения зрителей. Наши театры пытаются нащупать их интерес — и в этом нет ничего плохого. Ведь одна из задач театров — предугадать настроение публики и сформировать его в художественной форме. Театры должны быть не только серьезные. Вопрос лишь в том, насколько сильно они готовы опустить планку. Наши, считаю, держат ее очень высоко.

leonovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter