Купаловский не отдадим!

Не помню, сколько мне было лет, когда я увидел этот спектакль впервые. Скорее всего, ходил в четвертый или пятый класс. Мама сказала, что мы непременно должны увидеть ту постановку. Мама не большой театрал, но белорусскую классику рекламировала с запалом. Я шел с определенным недоверием: какие‑то крестьяне, какой‑то пан. Что к чему? Но увидев спектакль тогда, в середине 80‑х, влюбился в него. И вот «Павлинка» вновь на сцене Национального академического театра имени Янки Купалы. Наша «Павлинка» на сцене нашего Купаловского. Мне посчастливилось побывать на премьере 3 марта, а потому спешу поделиться впечатлениями.

Фото  БЕЛТА

Сама пьеса великого Песняра в общем‑то незамысловата. Она вписывается в общую тенденцию зарождавшихся в то время национальных драматургий Восточной Европы. По духу наиболее близка к ней знаменитая украинская «За двумя зайцами» Михаила Старицкого. Но «Павлинка» имеет для Беларуси особое значение. Фактически с нее начинался наш театр в ХХ веке. Написанная еще в 1912 году и поставленная в 1913‑м, она стала ровесницей национально‑государственного становления Беларуси. Как «Чайка» для Московского художественного театра или «Турандот» для вахтанговцев, 
«Павлинка» — многолетняя визитная карточка первой сцены Беларуси.
Восстановленная в 1944 году режиссером Львом Литвиновым «Павлинка» стала символом возрождающейся после войны и побеждающей Беларуси. Музыка Евгения Тикоцкого привнесла в спектакль новое дыхание, наполнила узнаваемые образы лиризмом и творчески переосмысленным народным колоритом.
В наши дни абсолютно верным решением было начать 101‑й сезон великого театра постановкой легендарного спектакля. И это после штормового 2020‑го. «Павлинку» без преувеличения называют главным культурным событием за несколько последних месяцев.
Не буду строить из себя театрального критика. Скажу просто как зритель — спектакль удался! И вот несколько главных, по моему скромному мнению, удач. Павлинка в исполнении Анастасии Воронковой — самая поющая из всех, кого я видел в этой роли. Хочу напомнить, что одно время, в 1990‑е, музыкальные фрагменты вообще запускались под фонограмму. Да и в принципе мы увидели наконец на сцене молодую и задорную белорусскую девчонку, как ее представлял и описал Купала. Во‑вторых, безусловным успехом является соединение разных поколений купаловцев. Получилось очень органично. Умудренный Геннадий Овсянников стал потрясающим сценическим партнером не только для Ольги Нефедовой, Василия Сущицкого или Тамары Мироновой, но и для совсем еще юных ребят. 3 марта была премьера. Актеры вне зависимости от опыта волновались. Но в этом волнении мне почему‑то угадывалась та далекая постановка начала ХХ века. И это делало спектакль только лучше, живее, давало возможность полнее ощутить пульс и ритм сценического действия. В‑третьих, несомненным достоинством новой «Павлинки» стала игра Михаила Свито. Его Адольф Быковский — тот самый ополяченный шляхтич, позабывший свои корни, которого и хотел высмеять на весь белый свет наш Песняр. 

Совсем нелишним будет напомнить, в какой обстановке шли репетиции спектакля. Актеры подвергались настоящей травле со стороны тех, кто желал политической смерти театру. Требовалось немалое гражданское мужество, чтобы постановка удалась. А потому всем актерам огромное спасибо. И отдельный поклон профессору Зинаиде Пасютиной, которая открыла дорогу на большую сцену своим воспитанникам из университета культуры.

Ну и, конечно, совсем не удивили критические заметки оппонентов. Они ожидали провала: слабой игры, невнимания зрителей, уж не знаю, бойкота. Ничего этого не случилось.
Зритель принял премьеру восторженно. Зал громогласно скандировал благодарственные слова. И трудно передать атмосферу, которая царила в это время в легендарном театре.
Недоброжелатели оказались несколько растеряны. В их заготовленных заранее «рецензиях» это хорошо заметно. Но не будем излишне измываться над публицистической беспомощностью озлобленных завистников. Обратимся лучше к истории. В который раз замечаю, что наши западники, ненавидя всеми фибрами души советское прошлое, просто в деталях копируют худшие черты той тоталитарной системы. Так, советские музыкальные критики 30‑х годов прошлого века, реагируя на отъезд из СССР Федора Шаляпина, искренне утверждали, что за границей его талант зачах и великий исполнитель уже не пел, а попросту чирикал. И вот гневные рецензенты, невольные эпигоны тех сталинских писак, искренне считают, что без Латушко и Пинигина Купаловский совсем не тот? Что ж, это решат сами зрители. Театральная история показывает, что обновление (драматическое, сложное, противоречивое и конфликтное) уже по самой своей природе в большинстве случаев только укрепляло актерские коллективы, способствовало творческому поиску.
А наш Купаловский мы не отдадим. Великий театр живет и будет жить. Он не чей‑то там персональный, а наш национальный, белорусский. 
Так что, новое поколение купаловцев, вы молодцы. Дерзайте! И учитесь у Геннадия Степановича и Ольги Валентиновны. Они плохому не научат.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter