Куда ведут благие намерения
23.08.2001
Словно компенсируя обделенность Беларуси многими ценными ископаемыми, природа дала нам лучшие в Европе запасы минеральной и питьевой воды. Однако из 16 - 18 млрд. кубометров чистых подземных вод используется пока менее 2 миллионов. Между тем, по мнению заместителя министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Александра Апацкого, производство "минералки" может стать валютной отраслью страны, принося миллионы долларов ежегодно.
В последние годы розливом минеральной и питьевой воды наряду с государственными предприятиями стали заниматься частные, санатории, колхозы. Благо, скважин для ее добычи аж полторы сотни. Сам розлив воды не требует больших затрат. В итоге на сегодня в стране около 60 подобных производств, обеспечивающих богатый выбор этой продукции в магазинах. Но отсутствие учета воды со стороны государства, по мнению главного гидрогеолога Белорусской гидрогеологической экспедиции Владимира Коркина, зачастую приводит к ее нерациональному использованию.
К примеру, колхоз "Любань" Вилейского района, славившийся когда-то высокими сельскохозяйственными достижениями, ныне знаменит... скандалами вокруг скважины уникальной минеральной воды. Три года назад ПО "Белгеология" безвозмездно передало ее колхозу, однако из-за отсутствия денег крестьяне не смогли самостоятельно организовать эффективное производство. Цех по розливу "Любании" был оснащен с помощью частного капитала, но скоро попал в поле зрения правоохранительных органов. Оборудование было арестовано, а производство закрыто. Собственная старенькая линия при 6-процентной загрузке в прошлом году принесла колхозу 4-миллионные убытки, что показала проверка Комитета госконтроля Минской области.
Увеличить выпуск любанской "минералки" рискнуло Минское областное предприятие по обеспечению нефтепродуктами. Вложив 34 тысячи долларов в обустройство бывшей конюшни, взятой в аренду у крестьян, "Минскоблнефтепродукт" создал современное производство и более 30 рабочих мест. По словам начальника цеха по производству минеральной воды Людмилы Войтеховской, жители ближайших деревень, попавшие сюда на работу, не могли нарадоваться хорошей и вовремя выплачиваемой зарплате. Прошлым летом цех ежемесячно реализовывал до 140 тысяч бутылок воды, зачастую в ущерб собственной прибыли. Как рассказала Людмила Войтеховская, завоевывая рынок, воду продавали ниже себестоимости. Но по расчетам, уже в следующем году цех вышел бы на самоокупаемость. Тем более что постепенно "Любания" пробивала дорогу и на внешний рынок: первую партию ее отправили в Эстонию.
Однако в марте розлив "минералки" неожиданно был приостановлен. Проверки, проведенные Минским облисполкомом и Комитетом госконтроля области, выявили нарушения в эксплуатации скважины, связанные главным образом с отсутствием учета ее потребления. Что, по мнению проверяющих, чревато злоупотреблениями. Этот недостаток можно было устранить, но новое руководство РУП "Минскоблнефтепродукт" не захотело мириться с нерентабельностью производства, решив его вообще прекратить. Сегодня цех закрыт, и 33 работника, пока что ежедневно приходящие к месту службы, на днях будут уволены. Для рабочей Валентины Занкович это почти трагедия: именно ее деньги кормят семью. А в селе найти хорошо оплачиваемую работу, увы, непросто.
Председатель Вилейского райисполкома Евгений Синило настаивает на том, что цех, в который вложено столько денег и сил, должен работать, а люди - сохранить рабочие места. Продукцию ждут потребители. Специалисты считают, что по составу "Любания" похожа на знаменитую грузинскую воду "Боржоми". Высокое качество ее подтверждено дипломами международных выставок. При грамотной маркетинговой политике вода может принести солидные дивиденды. Но как этого добиться? Первая линия, принадлежавшая когда-то коммерсантам, передана ликвидационной комиссии. Оборудование "Минскоблнефтепродукта" после разрыва арендных отношений с колхозом будет демонтировано и возвращено предприятию. Колхоз в долгах, и 80 тысяч долларов на покупку новой линии у него нет. Глава "вертикали" надеется на помощь областного руководства, пообещавшего "Любани" 160-миллионную ссуду. Может, это поможет рационально распорядиться водой, не оставить людей за воротами производства, способного вдохнуть жизнь в обессиленное хозяйство? Ведь передавали-то ему уникальную скважину с лучшими побуждениями...
На снимке: спрос на "минералку" этим знойным летом особенно велик.
В последние годы розливом минеральной и питьевой воды наряду с государственными предприятиями стали заниматься частные, санатории, колхозы. Благо, скважин для ее добычи аж полторы сотни. Сам розлив воды не требует больших затрат. В итоге на сегодня в стране около 60 подобных производств, обеспечивающих богатый выбор этой продукции в магазинах. Но отсутствие учета воды со стороны государства, по мнению главного гидрогеолога Белорусской гидрогеологической экспедиции Владимира Коркина, зачастую приводит к ее нерациональному использованию.
К примеру, колхоз "Любань" Вилейского района, славившийся когда-то высокими сельскохозяйственными достижениями, ныне знаменит... скандалами вокруг скважины уникальной минеральной воды. Три года назад ПО "Белгеология" безвозмездно передало ее колхозу, однако из-за отсутствия денег крестьяне не смогли самостоятельно организовать эффективное производство. Цех по розливу "Любании" был оснащен с помощью частного капитала, но скоро попал в поле зрения правоохранительных органов. Оборудование было арестовано, а производство закрыто. Собственная старенькая линия при 6-процентной загрузке в прошлом году принесла колхозу 4-миллионные убытки, что показала проверка Комитета госконтроля Минской области.
Увеличить выпуск любанской "минералки" рискнуло Минское областное предприятие по обеспечению нефтепродуктами. Вложив 34 тысячи долларов в обустройство бывшей конюшни, взятой в аренду у крестьян, "Минскоблнефтепродукт" создал современное производство и более 30 рабочих мест. По словам начальника цеха по производству минеральной воды Людмилы Войтеховской, жители ближайших деревень, попавшие сюда на работу, не могли нарадоваться хорошей и вовремя выплачиваемой зарплате. Прошлым летом цех ежемесячно реализовывал до 140 тысяч бутылок воды, зачастую в ущерб собственной прибыли. Как рассказала Людмила Войтеховская, завоевывая рынок, воду продавали ниже себестоимости. Но по расчетам, уже в следующем году цех вышел бы на самоокупаемость. Тем более что постепенно "Любания" пробивала дорогу и на внешний рынок: первую партию ее отправили в Эстонию.
Однако в марте розлив "минералки" неожиданно был приостановлен. Проверки, проведенные Минским облисполкомом и Комитетом госконтроля области, выявили нарушения в эксплуатации скважины, связанные главным образом с отсутствием учета ее потребления. Что, по мнению проверяющих, чревато злоупотреблениями. Этот недостаток можно было устранить, но новое руководство РУП "Минскоблнефтепродукт" не захотело мириться с нерентабельностью производства, решив его вообще прекратить. Сегодня цех закрыт, и 33 работника, пока что ежедневно приходящие к месту службы, на днях будут уволены. Для рабочей Валентины Занкович это почти трагедия: именно ее деньги кормят семью. А в селе найти хорошо оплачиваемую работу, увы, непросто.
Председатель Вилейского райисполкома Евгений Синило настаивает на том, что цех, в который вложено столько денег и сил, должен работать, а люди - сохранить рабочие места. Продукцию ждут потребители. Специалисты считают, что по составу "Любания" похожа на знаменитую грузинскую воду "Боржоми". Высокое качество ее подтверждено дипломами международных выставок. При грамотной маркетинговой политике вода может принести солидные дивиденды. Но как этого добиться? Первая линия, принадлежавшая когда-то коммерсантам, передана ликвидационной комиссии. Оборудование "Минскоблнефтепродукта" после разрыва арендных отношений с колхозом будет демонтировано и возвращено предприятию. Колхоз в долгах, и 80 тысяч долларов на покупку новой линии у него нет. Глава "вертикали" надеется на помощь областного руководства, пообещавшего "Любани" 160-миллионную ссуду. Может, это поможет рационально распорядиться водой, не оставить людей за воротами производства, способного вдохнуть жизнь в обессиленное хозяйство? Ведь передавали-то ему уникальную скважину с лучшими побуждениями...
На снимке: спрос на "минералку" этим знойным летом особенно велик.