Нужно ли требовать чек при покупке цветов

Кто забыл цветоЧЕК

Специалисты с 4 по 8 марта проверили 20 столичных павильонов, в которых конфисковали цветы на сумму свыше 15 миллионов рублей
«БЕРИТЕ тюльпаны! Всего 20 тысяч рублей за штуку», — заманивала продавец цветов возле одного из столичных торговых центров случайных прохожих вечером 8 марта. Ее конкурентка предлагала цену ниже — 15 тысяч за тюльпан. А бабушка в переходе у железнодорожного вокзала букетики из трех тюльпанов и вовсе готова была отдать за 12 тысяч рублей. Причем ценников на товаре не было. Когда поинтересовалась, могут ли мне выдать чек о покупке, все трое с опаской интересовались: «Вы что, из контроля?»

Rynok_flower.jpg

Еще накануне праздника специалисты Министерства торговли предупреждали, что проведут проверку цветочных магазинов. От продавцов требуется элементарное — соблюдать законодательство. Указать на ценнике наименование товара, стоимость, страну происхождения, не торговать цветами в неустановленных местах. Специалисты с 4 по 8 марта проверили 20 столичных павильонов, в которых конфисковали цветы на сумму свыше 15 миллионов рублей, выявили нарушения по оформлению ценников. Все виновные привлечены к административной ответственности.

Итог моего личного мониторинга: только в одном цветочном ларьке возле универмага «Беларусь» около тюльпанов висел клочок бумаги с надписью «20000». Ни в одном из павильонов не увидела информацию о стране происхождения роз, хризантем, лилий… Да и чек по итогу покупки выдавать никто не спешил.

Стала свидетелем работы и стихийного рынка. «Идут два милиционера», — по цепочке предавали друг другу ценную информацию торговцы цветами, быстро перемещаясь от перехода к автобусной остановке с баулами, в них запихивали на ходу хрупкие тюльпаны и мимозы. Когда правоохранители ушли, букеты быстренько выставили на продажу. О соблюдении законодательства, судя по всему, и не думают. Цены формируют стихийно: есть спрос — прибавим 10 тысяч, нет — сделаем скидку. Еще один интересный факт: никто из таких торговцев не дает чек о покупке. Впрочем, редко выдают его и в организованных цветочных павильонах. Хотя чеки, как пояснили мне на «горячей» линии в Минском обществе защиты прав потребителей, выдавать обязаны. Не дали? Это повод обратиться в налоговую инспекцию.

Казалось бы, зачем потребителю этот клочок бумаги? Понятно, что букет, если он вдруг завянет на следующий день, никто обратно не понесет. Товар специфический: одни цветы простоят неделю, другие — два дня. Да и заплатить втридорога за букет — решение сугубо индивидуальное. Все же конкуренция на цветочном рынке большая: не нравится стоимость, обратись к другому продавцу. Но чек спасти может в другой ситуации.

Такие примеры, к счастью, редки, но все же. Знаю историю, когда одна дама в Риге купила букет, который обработали… химикатами. В итоге у нее сильно опухли глаза, несколько дней ничего не видела, потом проходила долгий курс реабилитации. На защиту покупательницы встал Центр защиты прав потребителей, который, к слову, с подобной ситуацией столкнулся впервые. Но вернуть деньги за опасный букет и наказать продавца жительница Латвии не смогла лишь по той простой причине, что у нее не было чека. 

Лично мне хочется больше ясности на цветочном рынке. Но чек в этой сфере и соблюдение прочих правил, скорее, исключение, нежели норма. К слову, уже 9 марта ценник на те же тюльпаны резко пошел вниз. Свой «навар» продавцы получить успели…

borisovez@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter