Кто вращает планету? Турист
03.06.2010
Удивлены? Я тоже, но именно такая цифра прозвучала на только что закрывшемся в Пекине Глобальном саммите по туризму и путешествиям, который проводит Всемирный совет по туризму и путешествиям (World Travel and Tourism Council, WTTC). В смысле туризма как бизнеса это самая престижная в мире организация. Те, кто в нее входит, не только знают о путешествиях все, они определяют, как мы с вами будем путешествовать в будущем — разнообразно, не очень дорого и с комфортом. Председатель WTTC Жан–Клод Баумгартен так и говорит: «Мы те, кто принимает решения». И напоминает о том, что путешествия и туризм давно превратились из развлечения в серьезный бизнес, который в 2009 году обеспечил работой 235 млн. человек по всему миру.
Правда, кризис во внушительные цифры внес изменения: в прошлом году отрасль зафиксировала отрицательный рост в 4,8%. Больше всего падение экономики затронуло развитые страны, а именно они — основной источник туристов. В странах же развивающихся кризис оказался не таким глубоким, поэтому и туристический рынок просел не так сильно. «Главная движущая сила туризма, — уверен Жан–Клод Баумгартен, — это средний класс». В развивающихся странах, и прежде всего в государствах БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), средний класс растет быстро, а с ним увеличивается и туристический потенциал. Поэтому сегодня профессионалы турбизнеса смещают внимание с традиционных рынков — США и старой Европы, которые в предыдущие десятилетия давали самое большое количество путешественников, — на быстро растущие новые страны, жители которых начали входить во вкус путешествий. Но эта тенденция требует новых подходов от всего турбизнеса: популярность дорогих поездок и отелей класса «люкс» падает, спрос на экономичные по цене, но хорошие по качеству инфраструктуру и услуги растет. Ведь, согласитесь, зачастую все, что нам нужно от отеля, — это чистая постель и горячая вода, потому что, бегая по достопримечательностям, в гостиницах мы только ночуем: зачем платить за это сумасшедшие деньги? Профессионалы турбизнеса эту тенденцию уже уловили.
Член Госсовета КНР Лю Яньдун на открытии саммита заявила, что «ускорение развития туризма должно стать важным способом изменения модели экономического роста и обеспечения устойчивого социально–экономического развития». Оно и понятно: индустрия эта окружающей среде практически не вредит, стимулирует развитие смежных областей и значительно облегчает проблему трудоустройства (в Китае в туристической и смежных отраслях сегодня работают 76 млн. человек).
Как и во многих других сферах, в туризме изобретать велосипед не нужно: другие это сделали десятилетия назад. Китай, который как губка готов благодарно впитывать и применять чужой опыт, именно за этим и пригласил к себе Глобальный саммит: чтобы узнать рецепт успеха. Одно из направлений деятельности Всемирного совета по туризму и путешествиям — анализ ситуации в сфере туризма в стране и подготовка советов и предложений: что нужно сделать, чтобы ситуацию изменить в лучшую сторону и превратить туристическую индустрию в прибыльную сферу национальной экономики — иными словами, разработка стратегии. Кстати, не так давно WTTC провел такую работу для Черногории. Если пригласят, и белорусскую ситуацию изучат и предложения внесут. «Все, что нужно для того, чтобы мы это сделали, — говорит Жан–Клод Баумгартен, — приглашение, причем не от правительства страны, а от управляющей туристической структуры. В Китае мы подписываем соглашение с Пекинским управлением по туризму — думаю, буквально через несколько лет он войдет в десятку самых популярных у туристов городов мира. Но для этого, конечно, придется серьезно поработать». И перечисляет, что для этого нужно Пекину в частности, да и всему китайскому туризму в целом. Во–первых, система образования: «Должны быть специальные школы туризма, где будут готовить и менеджеров, и персонал более низкого уровня — люди из таких школ должны выходить с пониманием того, что они работают в сфере обслуживания, и правильно к этому относиться. Они должны говорить на иностранных языках, в первую очередь на английском. Да, китайский — язык значительной части населения земного шара, но язык туризма — английский. Я, например, француз, но говорю с вами по–английски, потому что именно на этом языке говорят все».
Для того чтобы облегчить доступ к передовому опыту, в Китае решили открыть свой туристический рынок для иностранного капитала. Сегодня иностранные туроператоры могут заниматься только въездным туризмом и организовывать поездки по стране, но им запрещено, например, организовывать поездки китайских граждан за рубеж. До сих пор местные компании, которые работали на этом направлении, делали это практически в тепличных условиях. Теперь им придется конкурировать с опытными и влиятельными иностранными игроками: «Сначала для местных компаний, конечно, будет трудно, но после 30 лет реформ они должны быть готовы к конкуренции», — говорит Шао Цивэй, руководитель Китайского национального управления по туризму. Вдохновленные потенциалом китайского рынка, 44 компании из 14 стран мира уже открыли здесь свои агентства и создали совместные предприятия.
Главное, от чего предостерегают Китай и другие страны, которые намерены активно развивать туризм (входим ли в их число и мы с вами?), так это от переизбытка инфраструктуры. В пример приводят Индонезию, ставшую неожиданно модной 15 лет назад. Там тогда очень много всего построили и до сих пор разбираются с долгами и проблемами. С такой же ситуацией столкнулся Пекин: к Олимпиаде здесь построили множество отелей, а сейчас они заполняются едва наполовину. Так что Минску в ожидании чемпионата мира по хоккею–2014 есть о чем подумать.
Китайский туризм в цифрах
1.700 учебных заведений туристического профиля.
Более 20 тыс. туристических агентств.
300 тыс. гостиничных комплексов для туризма.
47,66 млн. китайцев побывали в туристических поездках за границей в 2009 г. (первое место в Азии).
50,88 млн. человек: объем въездного туризма в 2009 г. (четвертое место в мире).
76 млн.: количество китайцев, работающих в сфере туризма.
1.902 млрд. человек: объем внутреннего туризма в Китае в 2009 г.
Фото автора.