Советы эксперта по протоколу и этикету Альбины Холговой

Кто кому откроет дверь

Альбина Холгова: Чаще всего мне задают вопрос, кто первым должен входить в лифт: мужчина или женщина?
МОБИЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА QVALIS
На днях в Министерство транспорта России обратилась Национальная ассоциации экспертов по деловой этике, этикету и протоколу (НАДЭП) — с предложением запретить россиянам слушать в транспорте музыку без наушников. По мнению экспертов, это нарушает личное пространство пассажиров и вообще неэтично. О том, что значит этикет в нашей жизни и стоит ли его придерживаться, мы расспросили президента НАДЭП Альбину Холгову.

— Только что по офисам прокатилась волна «гендерных» праздников — 23 февраля, 8 Марта. У кого‑то на работе сотрудники «накрывали поляну» в складчину, где‑то руководство устраивало корпоративные празднества. А что диктует деловой этикет?

— Корпоратив — это благодарность со стороны руководства компании в адрес сотрудников. Поэтому расходы на него берет на себя компания. Для офиса оптимальный вариант празднования — прием. 

— А что на столе?

— Орешки, малюсенькие канапе. То, что человек взял — и сразу в рот, не откусывая. И, кстати, весь прием длится не более часа.

— А если речь идет о дне рождения кого‑то из сотрудников? 

— Да, именинник может организовать свой «мини‑прием», если захочет. Но и тут действуют те же правила: никаких осетинских пирогов, пиццы или окороков. 

— Кстати, в обычные дни прилично ли обедать прямо на рабочем месте?

— Увы, не у всех есть столовые. Если ее нет и у вас не заведено в обед выходить в городские кафе, то стоит строго регулировать время обеда. Все поели, проветрили офис — и продолжили работу. Но это правило не распространяется на перекусы — чай, кофе, конфеты или печенье. 

— Вернемся к нашим именинникам. Как этикет относится к «складчине» на подарок?

— Идеально, когда бюджет на подарок выделяет компания. Пусть подарки будут даже символическими. Но некая Мария Петровна не должна ходить с конвертом и приставать к каждому сотруднику, требуя сброситься по 300 или 1000 рублей. В некоторых фирмах оговаривается сумма, предположим, 500 рублей. Но ситуации у людей настолько разные! Кто‑то, может быть, вчера оплатил ипотеку и для него и 500 рублей чувствительно.

— Но если мы все же скидываемся, то какая сумма уместна с каждого?

— Все индивидуально. Любой имеет право сказать: «Мария Петровна, извините, я могу дать только 100 рублей». Или даже: «Я не могу дать ничего». 

— Простительно ли иногда этикет нарушать? И когда мы грешим против хороших манер, сами того не зная?

— Например, когда желаем приятного аппетита или говорим «будь здоров». Не замечая чужого «чиха», мы поступаем деликатно. Алгоритм таков: человек чихнул, сказал «извините, пожалуйста», все сделали вид, что ничего не заметили — не надо никаких «да что вы, что вы!». Просто работаем дальше. Что же касается «приятного аппетита»... По одной версии, фразу ввели в обиход большевики, чтобы заполнить пустоту: ведь раньше перед едой люди читали «Отче наш». Но вообще фразу эту могут произносить лишь официанты и шеф‑повара. 

— Кстати, на деловом мероприятии уместно ли, если кто‑то предпочитает говорить на языке, который знают не все присутствующие?

— Есть золотое правило: в обществе других людей не говорить на языке, который непонятен хотя бы одному из присутствующих. Так же недопустимо шептаться, допускать какие‑то намеки, подмигивания, шутки, понятные только «избранным». 

— А как сочетаются между собой в офисе деловой этикет и галантность? 

— Надо помнить: на работе вообще нет пола и гендера. Этикет призван еще и защищать женщину от харрасмента. Потому что сегодня мужчина помогает с дверью, завтра с пальто, послезавтра его рука может оказаться на ее колене. Женщине нужно и сохранить хорошие отношения с этим человеком, и не потерять место, и не поддаться его уловкам. А возможно вообще зайти в тупик, когда придется либо увольняться, либо соглашаться на нежелательные предложения. Поэтому деловой этикет говорит: мы здесь — как в армии. У нас есть генерал, полковник, подполковник, рядовые... А пола — нет. И когда мы выясняем, кто кому должен открыть дверь или подать бумаги, мы отталкиваемся не от пола человека, а только от должности. 

ДОСЬЕ «СОЮЗА»

Альбина Холгова — сертифицированный специалист по этикету, протоколу и дресс‑коду. Автор тренингов по деловому этикету. Приглашенный преподаватель Академии РАНХиГС, «Сколково», МГИМО. Ведущая программы, посвященной этикету, на телеканале «ТВ Центр». 

Екатерина Пряхина

prykhina@rg.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter