Кто ищет, тот найдет
27.01.2010
30–тысячный номер, записанный в книге поступлений, которую Елена Аладова завела еще в 1944 году, самоотверженно занявшись послевоенным возрождением музейного собрания, достался копии царских врат, 200 лет назад украшавших церковь деревни Лемешевичи в Пинском районе. Оригинал, сохранившийся буквально чудом и отреставрированный Ларисой Лось еще 35 лет назад, хранится в музее белорусского народного искусства в Раубичах. И вот сейчас Лариса Николаевна снова воспроизвела это соломенное диво, потратив на него годы кропотливой работы.
— Мы давно мечтали, чтобы царские врата появились и в нашей экспозиции, — признается заместитель директора Национального художественного музея Надежда Усова. — Теперь оригинал из своего филиала в Раубичах можем перевезти в Минск без ущерба для музея белорусского народного искусства... Впрочем, не исключено, что не станем ничего заменять, оставим у себя эту копию.
Одновременно Национальный художественный музей презентовал и новый мультимедийный диск, появление которого и вовсе претендует на сенсацию. Впервые достоянием публики стали 300 страниц оцифрованных архивных документов и фотографий, иллюстрирующих всю историю создания, разграбления и возвращения из небытия Государственной картинной галереи БССР, ставшей впоследствии Национальным художественным музеем.
— В 1947 году в Минск из Германии прибыло два вагона экспонатов бывшей Государственной картинной галереи БССР, — комментирует кандидат исторических наук, заведующий отделом Национального архива Беларуси Виталий Скалабан, большую часть жизни посвятивший розыску пропавших белорусских ценностей. — Полгода на правах секретной документации их обрабатывал Музей истории Великой Отечественной войны. В Национальном архиве сохранилась уникальная опись, свидетельствующая, что в Беларусь вернулось довольно много реликвий, которые были вывезены отсюда сначала в Восточную Пруссию, а после в Баварию... Но возвращенные экспонаты распределили по другим музеям, причем не только белорусским, например уникальные украинские вышивки передали в Украину. Пока остается тайной, почему тогда же не стали возрождать Государственную картинную галерею. Впрочем, к разгадке этой тайны я уже близок...
— Тем не менее и сегодня в немецких музеях хранятся тысячи неопознанных картин, — добавляет Надежда Усова. — И эти музеи, в принципе, готовы с нами сотрудничать. Однако, предъявляя права на то или иное произведение искусства, мы должны располагать документами, подтверждающими эти права... Но предварительную работу мы уже сделали.