Кто быстрее посчитает? В Минске проходит городской чемпионат по ментальной арифметике

В соревнованиях участвуют около ста учеников начальных классов из 50 школ Минска. В ходе двух туров юные математики продемонстрируют навыки владения абакусом — специальными счетами. Задания подразумевают сложение и вычитание цепочек однозначных и многозначных чисел на скорость. Тот, кто верно решит наибольшее количество примеров, станет победителем.

Ментальная арифметика — программа развития творческих и умственных способностей детей с помощью вычислений на абакусе. Эту методику разработали в Китае более трех тысяч лет назад. Чемпионат среди учеников начальных классов проводится впервые благодаря поддержке комитета по образованию Мингорисполкома, рассказала одна из организаторов состязаний Елизавета Качан:

— Соревнование проходит в два этапа. Во время первого дети будут вычислять на абакусе, а затем — без него, представляя счеты в уме. Таким образом, задействуются оба полушария мозга: левое будет принимать цифры, а правое преобразовывать их в косточки на счетах. Далее вычисления происходят в уме. Благодаря этому у ребенка развивается логика, воображение.

Курс обучения ментальной арифметике рассчитан на два года. На занятиях дети не только знакомятся с абакусом, но и занимаются скорочтением, развитием памяти. После каждого урока ребенок выполняет домашнее задание на онлайн-платформе, за что вместо оценок получает звездочки, добавила Елизавета:

— Практически 90 процентов знаний ученики усваивает онлайн. У них есть возможность в игровой форме закрепить навыки скоростного счета. За каждое выполненное задание присуждается звездочка. Это своеобразная внутренняя валюта платформы. За звезды можно покупать стикеры, обмениваться ими с друзьями.

Учитель средней школы № 189 имени А. К. Горовца Наталья Бортник уже четыре года обучает детей счету на абакусе:

— Мы работаем в небольших группах по 10-12 человек. Замечаю, что старшие дети рассказывают о курсе своим младшим братьям и сестрам, а заинтересованные малыши затем приходят на занятия. На первые подсчеты отводится до четырех секунд на каждое число, затем время постепенно уменьшается до одной-двух секунд. Для дополнительного развития ребенка вычислительные действия соединяем с физическими. Например, предлагаем приседать или петь и одновременно решать примеры. Благодаря этому развиваются память, концентрация и внимательность, а также улучшается успеваемость по школьным предметам.

Для успешного освоения ментального счета необходим индивидуальный подход к каждому ученику, убеждена учитель начальных классов гимназии № 33 Вероника Гарощеня:

— Во время подготовки к соревнованиям старалась уделить внимание каждому ребенку, проработать с ним непонятные моменты. На занятиях работали как с физическими счетами, так и с воображаемыми. Сначала тему разбирали в аудитории, а дома ребята закрепляли изученное на практике.

Четвероклассник гимназии № 35 Алексей Белов успешно освоил двухгодичную программу обучения и решил проверить свои силы в чемпионате:

— Уже участвовал в подобных состязаниях в школе и онлайн, занимал призовые места. Освоить счеты получилось не сразу: поначалу записывал числа на листик, а потом вычислял их сумму на абакусе. Надеюсь, сегодня справлюсь с волнением и займу призовое место.



Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter