Крыша остается с человеком
24.12.2010
...Давно задаюсь вопросом: креативны ли китайцы? Вся система обучения веками строилась на заучивании и повторении — и сейчас тоже. Китайцы не инициативны, но исполнительны и дисциплинированны. Это неплохо, но без креативного мышления двигаться вперед сложно. Конечно, вы мне можете возразить и напомнить о великих китайских изобретениях — компасе, порохе и бумаге. Я о них ни на секунду не забывала, но уж больно в далеком прошлом они остались. Сегодня отвертку в руки и — вперед, растить ВВП. И когда нехорошая мысль о том, что китайцы все–таки некреативны, готова всерьез и надолго поселиться в голове, я вспоминаю Олимпиаду — и одолевают сомнения. К Олимпиаде китайцы подошли весьма креативно и максимально использовали сие грандиозное событие, чтобы напомнить миру не только о порохе, компасе и бумаге, но и показать современный — во всех смыслах — Китай. О церемониях открытия я вообще промолчу — не так давно в Гуанчжоу открывали Азиатские игры, и это снова потрясло.
«Когда б вы знали, из какого сора растут стихи!» — восклицала Анна Ахматова. Если бы вы знали, какая жестокая необходимость заставляет людей быть креативными!
Недавно китайские газеты рассказали о том, как молодой дизайнер Дай Хайфэй соорудил себе дом–яйцо (или яйцедом?). Потратив тысячу долларов и три месяца, выпускник архитектурного института с помощью подручных материалов вроде бамбука и т.д. построил небольшую, но мобильную комнатку (формой напоминающую яйцо), в которой уместились кровать и тумбочка с лампой. Чтобы перевезти это чудо городской архитектуры в Пекин из родной провинции Хунань, Дай потратил еще 538 долларов, зато установил свой яйцедом прямо возле офисного здания: до работы — буквально рукой подать (с учетом того, что в часы пик пекинские автомагистрали больше напоминают огромную парковку, чем дорогу, это даже роскошь). Дом привлек внимание журналистов, пекинцев и (к сожалению для жильца) правоохранительных органов. Не прошло и недели, как о молодом креативном дизайнере написали СМИ, а его дома и след простыл: нет разрешения на строительство — нет и самого сооружения. А ведь Дай Хайфэй не от хорошей жизни такую смекалку и сообразительность проявил, а от острой нехватки денег. Раньше он арендовал несколько квадратных метров в большой комнате, разделенной на закутки деревянными ширмами, и платил за это ежемесячно почти 140 долларов. Потому что Пекин — город не просто дорогой, а очень дорогой — даже если вы мне и не верите.
Зато компания, в которой работает теперь уже на всю Поднебесную знаменитый молодой дизайнер, намерена поставить его идею на поток и начать создавать о–о–очень маленькие дома для молодых и мобильных, которые, как улитки, смогут перевозить свои жилища с места на место (от одного разгона полиции до другого). Для Китая это вполне актуально — настолько, что люди проявляют чудеса креативности в поисках дешевой крыши над головой. В южных регионах в качестве квартир стали использовать грузовые контейнеры. В Шанхае под жилье сдают бывшие бомбоубежища: авианалеты вроде как не ожидаются — зачем площадям пустовать бесплатно? А недавно один шахтер буквально вырыл себе квартиру: у него ушло шесть лет на то, чтобы обустроить 50–метровое жилище под землей. Фотографии того, как они пляшут с женой на «новоселье», обошли все газеты.
Вот такой новый китайский креатив — от безысходности.