Прежде чем попасть в почтовые ящики, жировки проходят сложный путь

Крутой маршрут жировки

Каждый месяц мы достаем из своих почтовых ящиков свежеотпечатанные жировки. Они неоднократно меняли свой вид, но всегда неизменно точно приходили по графику. В этом месяце платежки снова слегка трансформировались: теперь все тарифы будут отображаться только в новых, деноминированных рублях. Казалось бы, мелочь. Но знаете ли вы, какой долгий и сложный путь проходит каждое извещение, прежде чем попасть к вам в квартиру? Корреспондент «СБ» проследила этот маршрут на примере Минска.

Фото  Сергея  ЛОЗЮКА.

Десять раз проверят


Работа над жировкой начинается задолго до ее появления на белоснежном листе формата А3. Свой маленький вклад в ее создание вносим и мы с вами, ежемесячно подавая показания счетчиков воды в расчетно–справочный центр. Туда же поступают большие потоки информации от поставщиков услуг, индивидуальные для каждого потребителя, — организаций, эксплуатирующих жилищный фонд, поставляющих теплоэнергию и другие ресурсы. Здесь же происходят и все начисления. Это первая ступенька в сложном пути жировок. Дальше информация передается в головное подразделение «Единый расчетно–справочный центр г. Минска».

Фото  Александра  КУЛЕВСКОГО.

Каждую первую декаду месяца здесь также кипит работа над будущими извещениями. Данные из всех городских расчетно–справочных центров систематизируются и строго проверяются на правильность расчетов и применение тарифов. А ведь речь о 674 тысячах платежек. Сложно представить, но этим занимаются всего 4 специалиста, которые курируют по 2 — 3 района столицы. Свыше 168 тысяч будущих жировок на человека!

— Мы тот отдел, который проверяет и отвечает за правильность проведенных начислений, — рассказывает начальник жилищно–коммунального отдела головного подразделения «Единый расчетно–справочный центр г. Минска» Светлана Дергачева. — Курируем эти процессы в расчетно–справочных центрах по месту жительства, координируем их работу, следим за правильностью расчетов. У нас есть специальный программный модуль, где каждая услуга проходит свой проверочный тест. Запускаем и, если есть какие–то ошибки, их устраняем. Далее информация для извещений направляется в следующий отдел.

В управлении эксплуатации автоматизированной системы «Жилплат» Центра информационных технологий Мингорисполкома жировки уже приобретают привычный для нас вид и готовятся к печати. Сначала они попадают в руки специалистов отдела сопровождения АС «Жилплат». Их задача — обеспечить работу программы в полном соответствии с законодательством. Затем за дело берутся специалисты отдела эксплуатации. Начало месяца здесь тоже горячая пора. Небольшой штат делится на две смены и круглосуточно (!) работает над будущими жировками. Необходимо в кратчайшие сроки создать проверочные тесты, наладить работу всех модулей программы, привести в порядок все тарифы.

— Данные о начислениях поступают на сервер Центра информационных технологий и еще раз тестируются на правильность, — рассказывает начальник отдела эксплуатации АС «Жилплат» Ирина Иванова. — В среднем на один район уходит около двух часов на проверку и около четырех на то, чтобы сформировать готовые для печати файлы.


Фото  Сергея ЛОЗЮКА.



К извещениям для десяти ЖКХ города добавляются почти 200 тысяч будущих жировок для жителей Минска и Минского района, дома которых не входят в зону обслуживания расчетно–справочных центров. Эти платежки тоже попадают на проверку в отдел эксплуатации...

Теперь жировки окончательно готовы, чтобы отправиться в типографию для печати. Однако работа отдела не заканчивается. Именно здесь формируются данные для системы ЕРИП, которая позволяет быстро оплатить «коммуналку» через интернет, и для пунктов приема платежей. А еще благодаря этим специалистам каждый пользователь сайта komplat.by получит электронное извещение.

Печать без права на ошибку


Дальше путь 874 тысяч жировок лежит на сервер типографии. Без какого–либо копирования данные напрямую отправляются на принтер при личном присутствии сотрудника Центра информационных технологий: информация конфиденциальная. Еще недавно все извещения коммунальщики печатали своими силами на формате А4. Потом было решено перейти на формат побольше. Так полтора года назад типография «Донарит» стала местом, где появляются на свет все жировки Минска и Минского района.


Фото  Александра  КУЛЕВСКОГО.


...Запах краски, горы платежек и гул производства. Мы застали типографию в разгар работы, когда уже через два дня жировки должны были лежать в почтовых ящиках. В углу еще сгружены полупустые извещения — одна реклама. Оказывается, вся печать происходит в два этапа. Заранее подготавливается оборотная сторона, где размещается социальная и коммерческая реклама. Центр информационных технологий Мингорисполкома передает ее в типографию в конце месяца, свою для каждого района. Эту информацию печатают на формате побольше и лишь потом разрезают до формата А3. Как объяснили работники типографии, это помогает сократить и время печати, и пробег оборудования. Скорость у офсетных печатных машин для печати постоянных данных — рекламы — немаленькая: аппарат производит около 12 тысяч листовок большого формата в час! Два дня — и почти 900 тысяч листов с рекламой для будущих жировок готовы.

Итак, все лишние технологические поля срезаны, «недожировки» большими стопками ожидают своего часа. На каждой — свой ярлык определенного цвета и с чередой цифр, который путешествует с этой пачкой от начала и до конца.

— Так мы обозначаем районы, чтобы избежать путаницы, — рассказывает директор по развитию типографии «Донарит» Артем Бобр. — У каждого района свой цвет, на стикере стоит номер ЖЭСа, в который должны будут попасть жировки. Ничего не должно потеряться, так как копий мы, конечно, не делаем.


Фото  Александра  КУЛЕВСКОГО.

После формирования переменных данных начинается печать. Индивидуальная для каждой из сотен тысяч квартир! С невероятной скоростью из копировальной машины «вылетает» Фрунзенский район. К отгрузке уже готов Первомайский.


— Чтобы отпечатать все платежки, необходимо около 10 тонн специальной бумаги, которая должна четко соответствовать ГОСТу, — проводит экскурсию по цеху Сергей Гляков, замдиректора по производству. — Мы успеваем сделать весь заказ за 4 дня. Печатаем их круглые сутки. В дневную смену успеваем отпечатать два района и два — в ночную. Но последние месяцы форма жировок часто менялась, информация в них проходила долгий этап согласований и поступала к нам позже положенного. Наш рекорд — 900 тысяч платежек за двое с половиной суток. И все получили свои жировки точно в срок.

Свеженапечатанные листовки после выхода из копировальной машины перемещаются на фальцовку. Тут на специальном аппарате их складывают пополам. Едва успеваешь уловить момент, как из него вылетают уже сложенные извещения. Каждую стопку из тысячи листов упаковывают и приклеивают цветной стикер. Ну вот, извещения готовы к отправке в расчетно–справочные центры. На наших глазах вовсю шла отгрузка для РСЦ № 3 ЖРЭО Советского района. Жировки снова отправлялись в исходную точку — туда, откуда и начинался их путь к жильцам. Дело коммунальщиков — их отсортировать по домам и отправить прямиком в почтовые ящики. А наше — оплатить.

Штрихи к картине


По словам Сергея Глякова, в типографии еще не случалось ошибок или сбоев, из–за которых в почтовые ящики попали бы не те жировки или не пришли бы вовсе. На каждом этапе производства есть строгая система контроля. Так, кроме цветных стикеров, на каждой стоит свой порядковый номер. Все извещения должны быть отгружены не только без потерь, но и в правильном порядке. Это облегчит работу разносчиков.


Фото  Александра  КУЛЕВСКОГО.

— Если вдруг останавливается принтер, то для нас это даже не является чем–то чрезвычайным, — рассказывает замдиректора по производству. — Постоянно дежурит инженер. Когда принтер печатает в плотном режиме 3 — 4 дня, то полностью изнашивается часть деталей. Мы стараемся избежать простоев. Но даже если одновременно станут 3 копировальные машины, это никак не отразится на сроках, и мы так же, по графику, продолжим печать. Бывало, конечно, что на предприятии отключалось электричество. Хорошо, что не в момент заказа с жировками. Но и на этот случай есть выход. Мы просто подгоняли генератор и работали в прежнем режиме.


Сейчас, когда все производство отлажено, работа над извещениями для работников не кажется такой уж и сложной. Но поначалу были проблемы.


Фото  Александра  КУЛЕВСКОГО.

— Мы не знали, во что ввязываемся, — шутит Сергей Гляков. — В первый раз работали без перерывов. Пришлось использовать даже ту технику, которая была нерентабельна для этого производства. В срочном режиме арендовали нужное оборудование. Задача была успеть в срок любой ценой. Потом уже в процессе мы докупали необходимое, смотрели, какие машины не справляются, что–то меняли. На то, чтобы оснастить парк оборудования, ушла примерно полугодовая выручка от печати жировок. Зато его мы теперь используем и для других целей.

Кстати, здесь ввели ноу–хау: к двум принтерам на выходе подключили фальцовку, то есть четверть извещений теперь выходит сразу на упаковку, уже сложенные пополам.

Ольга САВИЦКАЯ.

savitskaya@sb.by

Советская Белоруссия № 162 (25044). Четверг, 25 августа 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter