Краеугольный камень строительного торга
26.09.2007
Большинство специалистов к тендерам на определение генерального подрядчика в строительстве относятся положительно. Это не только предоставляет заказчику право выбора, но и подталкивает строителей соответствовать. Хотя, как сами они отмечают, система отбора подрядчиков у нас имеет серьезные недостатки.
Игры по правилам
Именно строители первыми в республике создали рынок подрядных работ. И на первом этапе торги по выбору подрядных организаций начали давать хорошие результаты. Стоимость объектов стала пусть медленно, но все же снижаться. Подрядчики включились в борьбу за получение заказов, что потребовало от них в корне изменить отношение к прогнозированию показателей, проанализировать и производственную, и финансовую составляющие своей деятельности, чтобы определить свое место на рынке подрядных работ. «Но, к сожалению, в жизни все происходит не так, как хотелось бы. Сегодня нередко объявляются торги с заранее установленными условиями: дом, например, должен быть крупнопанельным и определенной серии. Понятно, что в результате не только сужаются возможности участия организаций, у которых нет «штатных» предприятий КПД, но и эффективность торгов сводится на нет», — отмечает директор НИАП «Стройэкономика» Лариса Воробей.
Считается, что проведение подрядных торгов в Беларуси было позаимствовано из опыта европейских стран. Однако на практике белорусская модель все же отличается от западной. Скажем, в Европе контрактная цена на этапе тендера не является основным показателем, заказчики акцентируют внимание прежде всего на опыте кандидатов в подрядчики, на их деловой репутации, финансовом состоянии, наличии системы менеджмента качества. При этом, как показывает практика, разница в ценовом факторе у участников торгов обычно не превышает 3—5 %. Фирмы, которые предъявляют явно заниженную или завышенную цену контракта, сразу «вылетают» из игры.
Вопрос ценообразования в строительстве специалисты сегодня называют одним из самых острых. В Беларуси конкурсные торги — основополагающий инструмент снижения цены возводимых объектов и сокращения сроков строительства. Качество материалов, а также перспективность технологии выполнения работ обычно отступают на задний план. В результате искусственно занижается сметная стоимость объекта и подрядчик может не получить прибыли вовсе. В особенности это касается зданий, строящихся с поддержкой государства, где уровень плановых накоплений ограничен 5 %. «Именно поэтому, — отмечает руководитель строительного треста № 4 Николай Шеремет, — сегодня в сфере строительства наблюдается определенная диспропорция. Коммерческие застройщики, заинтересованные в получении прибылей, практически отказываются от возведения жилых строений». В итоге заказчик, а зачастую им является государство, получает низкое качество при установленной им самим цене.
Тендерные дыры
Выиграть крупный тендер нелегко. Но еще тяжелее на нем заработать. По оценкам участников рынка, около 70 % объектов проблемные по финансированию. Как указывает генеральный директор одного из крупнейших в республике строительных предприятий ОАО «Солигорск-промстрой» Николай Ашейчик, по итогам 2006 года дебиторская задолженность его предприятия составила около 8,5 млрд. рублей. «Закон не на нашей стороне. Пеню за несвоевременную оплату 0,15 % от просрочки можно взыскать только при предъявлении исков в хозяйственные суды, а по долгам государственных предприятий пеня не может быть взыскана вообще. Это прямые убытки строительных организаций», — отмечает он.
События развиваются, как правило, по одной и той же схеме. Сначала деньги поступают исправно, потом финансирование постепенно сворачивается. Нередко строителям приходится из-за дебиторских задолженностей использовать собственные и кредитные ресурсы, что существенно уменьшает прибыль. Подрядчики оказываются в двусмысленной ситуации — заказчик им не платит, а контролирующие органы грозят проверками, санкциями, штрафами и другими неприятностями. Вот и приходится платить «за того парня». И даже когда строительство объекта закончено, это вовсе не значит, что оплаты иногда затягивается на 1—2 года, и подрядчики вынуждены ждать, когда застройщик продаст определенное количество квадратных метров, чтобы с ними рассчитаться.
Проблемы с проектной документацией также стали привычной головной болью строителей. Как правило, часть работ оказывается «за пределами» сметы и победителям тендера приходится оплачивать их из своего кармана. Как отмечает начальник Управления экономики Минстройархитектуры Александр Сидоров, около 30 % существующих сегодня строительных проектов требует дополнительной доработки. В 1997 году торги проводились по 141 объекту, и по итогам пересмотрения проектов стоимость работ была снижена на 6,24 %. В 2006 году по 2525 объектам, выставлявшимся на подрядные торги, удалось сэкономить 4,12 % от суммы.
Но даже несмотря на то, что государственные подряды несут опасность, строителям без них не выжить. Как отмечают специалисты отрасли, сегодня 85—90 % объемов работ на строительном рынке так или иначе финансируется из бюджетных средств. Сегмент частных заказов пока невелик. А значит, строительным компаниям приходится как-то приспосабливаться к существующей ситуации. Каждый тендер собирает десятки претендентов. Правда, как свидетельствуют участники рынка, 90 % компаний, участвующих в торгах, не ограничиваются только строительными услугами. Они имеют собственное производство стройматериалов либо занимаются их поставками. Для них выигранный тендер — это прежде всего сбыт продукции, которая дает основную прибыль и перекрывает возможные убытки от выполнения работ.
Мнение специалиста
Валерий Филатенков, технический директор ОАО «Промтехмонтаж»:
— В последнее время при проведении подрядных торгов наличие сертификата соответствия международным стандартам ISO 9000 является всенепременным условием, ведь этот документ способен гарантировать потребителю высокое качество товаров, работ и услуг. Еще 10 лет назад получить сертификат могли только самые крупные компании и предприятия. Теперь он стал доступен представителям малого и среднего бизнеса. Вскоре в Беларуси согласно мировой практике к участию в подрядных торгах вовсе не будут допускаться строительные организации, не внедрившие систему управления качеством.
Кстати, именно получение сертификата соответствия для нашей компании сослужило хорошую службу. Этот пункт стал решающим для ряда заказчиков при выборе подрядчика.