Космос как предчувствие
18.10.2008
На этой неделе три имени известных художников оказались на слуху. Три разные судьбы, три разные школы и мировоззрения, несмотря на всю разницу, неразрывно связанные с Беларусью, с Витебском. Один попытался заглянуть за кромку космической Вселенной, другой — навсегда связал себя с бездной черного квадрата, третий — раз и навсегда отдал предпочтение традициям реалистической живописи и завещал картины родному Витебску.
Кто из них выиграл, кто проиграл?
Язэп Дроздович, Казимир Малевич, Петр Явич — три судьбы, три светлых повести.
Леонардо да Винчи с белорусским посохом
На этих рисунках Дроздовича Беларусь предстает романтической, сюрреалистической и... непознанной. Дроздович словно пытался заглянуть куда–то в другую реальность. Размашистые черно–белые контуры, перетекающие в причудливые природные ландшафты... Мистические, карнавальные мотивы его картин, с аллегориями, странными персонажами, стоящими то ли в чистом поле, то ли на извечном распутье трех дорог, напоминают и самого Дроздовича — незащищенного интеллигента, сознательно ушедшего от «актуальной» живописи, воспевавшей коллективизацию и машиностроение. Как недавно написали о еще одном нонконформисте, кажется, весьма близком по духу Дроздовичу, московском художнике Вячеславе Калинине: «Это не было борьбой с режимом ни в какой форме — просто заявлялось право говорить и рисовать то, что хочется».
Наверное, если бы Дроздович творил в наше время, то тоже сознательно ушел бы в андеграунд. В его работах так многое переплетено: белорусский лубок, мистические видения, коллажные приемы, перекличка с сюрреализмом.
— Мы видим, что в его работах нет никаких особых художественных открытий с точки зрения живописи, — продолжает Беспанский. — Но есть предчувствие научных открытий, которые произошли в последующие десятилетия. Кроме того, у нас представлены и экспонаты археологических раскопок Дроздовича. Он создал достаточно серьезную коллекцию, работая на месте Новогрудского замчища.
...Дроздович умер в нищете и одиночестве. И даже сегодня его работы в отличие от работ Малевича, Шагала, Сутина не заинтересовали специалистов на Западе. Причудлива судьба художника, непредсказуем вектор аукционной конъюнктуры! Вполне возможно, если бы Язэп Дроздович в свое время уехал на Запад, его космизм, его тягу к красоте и идеалу оценили бы сегодня дороже.
Миллионы в аукционной корзине
На этой неделе специалисты аукционного дома «Сотбис» назначили цену 60 миллионов долларов за «Супрематическую композицию» Казимира Малевича. Хотя полотно, выставленное наследниками русского авангардиста на торги 3 ноября этого года, надеются продать еще дороже! Кстати, в «Сотбис» ничего не имеют против, если картина будет продана коллекционеру из СНГ.
Может быть, действительно кто–нибудь и повторит подвиг российского олигарха Алишера Усманова, выкупившего на «Сотбис» коллекцию Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской за 72 млн. долларов? Ведь картины должны продолжать жить и радовать, несмотря на бренность всего земного и жесткую конъюнктуру рынка. А что может быть прекраснее, если в наш рыночный век сам художник передает картины в дар любимому городу или музею? И такие примеры есть.
В своем решении Явич был непоколебим. «Хочу передать все свое собрание Витебску, — признавался он в одном из интервью. — Разговаривал с детьми, внуками — они меня поддерживают. Неужели эта красота не будет людей радовать?..»
Три художника, но какие разные судьбы, какие разные мотивации для творчества, разная степень самоотдачи и разное продолжение жизни после смерти. Хотя все они начинали в одно время — зыбкие и кипучие 1920 — 1930–е, когда можно было запросто сгинуть в бурлящем потоке, между жерновами истории, землей и космосом... А о скольких еще, кто действительно сгинул, мы не узнаем уже никогда?..