Сегодня могло бы исполниться 80 лет известному оператору, режиссеру игрового и документального кино Юрию Марухину

Коридор Марухина

Несмотря на то, что известный оператор и режиссер Юрий Марухин родился в далекой от Беларуси Тамбовской области и окончил ВГИК, реализовать свои лучшие проекты суждено ему было на “Беларусьфильме”. В свое время он настолько высоко поднял профессиональную и эстетическую планку, что для одних стал непререкаемым авторитетом, для других — кумиром. Но как для первых, так и для вторых — прежде всего Учителем.

Фото из архива “СБ”

Его экспрессивный операторский язык в знаменитой картине Валентина Виноградова “Восточный коридор” (новаторский стиль ленты в 1966 году киночиновники оценили по-своему и, подвергнув фильм сначала цензурным ножницам, после на много лет положили на полку) можно сравнить только с камерой Сергея Урусевского в картине “Летят журавли”. Да, не все мечты и идеи удалось реализовать. Какие-то погасли, как искры от костра на ветру. Но многое и удалось. Как оператор Марухин снял такие замечательные картины, как “Время выбрало нас” Михаила Пташука, “Могила льва” Валерия Рубинчика, “Точка отсчета” Виктора Турова, комедию “Три женщины и мужчина” Виталия Дудина и другие ленты. Огромное количество нешаблонных документальных работ сделал как соавтор сценария, режиссер и оператор. Среди них — “Мое Полесье”, “Художник Леонид Щемелев” и другие. Как режиссер выпустил фильм “Радуница”, получивший премию “Память” на VIII Всесоюзном кинофестивале в Минске в 1985 году, притчу “Мать Урагана”, политический детектив о принципиальном журналисте “Человек, который брал интервью”. И во всем, что делал Марухин, был вкус, свой взгляд, человеческая высота... 

На родине Марухина пересматривают его фильмы 

После ухода Юрия Александровича в 2001 году на Минском международном кинофестивале “Лiстапад” был установлен приз им. Ю.А. Марухина. 

— Юрию Александровичу была свойственна врожденная интеллигентность, — вспоминает директор фестиваля с 1996 по 2008 год Валентина Степанова. — Хотя он родом из Мичуринска, где сегодня названа улица в его честь, его вклад в белорусский кинематограф трудно переоценить. Кстати, в Мичуринске проходил один из фестивалей “Золотой Витязь”. 

— Как сформулировали бы особенности стиля Марухина? 

— Он по-особенному видел этот мир. Он весь для Юрия Александровича был в радость. Он весь был какой-то солнечный и искрящийся человек, который любил все, что его окружает. Во всем, даже в бытовых мелочах, движении тени дерева, например, он сразу видел законченные художественные образы. Его отличала редкая порядочность по отношению к коллегам и друзьям. Он был очень надежным человеком. 

— Почему вы решили учредить приз в его честь?

— Нам хотелось, чтобы память об этом человека была жива... Первым получил приз его памяти оператор Василия Макаровича Шукшина Анатолий Заболоцкий, с которым Марухин дружил... 

Он очень любил своих актеров, тех, кого ему довелось снимать как оператору, и тех, с кем работал как режиссер. Большая человеческая дружба у них завязалась с актером Аристархом Ливановым, который исполнил главную роль в его картине “Человек, который брал интервью”. Всегда тепло Юрий Александрович отзывался об актрисе Александре Назаровой, сыгравшей в картине “Любимая” Ричарда Викторова. Марухин был на картине оператором. О Татьяне Григорьевне Мархель, которая так пронзительно сыграла в его картине “Радуница”. Кроме артистов, он ведь дружил и с героями своих документальных фильмов, которые не были так известны. Это были обычные люди, за судьбой которых он потом всегда следил и помогал, чем мог. Жаль, многих из тех, с кем работал Марухин, нет с нами. 

Вообще, мне как-то грустно: на наших глазах ушло целое поколение белорусских кинематографистов... Критерии и оценки в современном белорусском кино размыты. Завтрашний день тоже окутан туманом. Хочется верить, что у нас появятся новые талантливые личности... Ведь кино — это не только творчество. Кино начинается с характера, быта, мелочей... Помню, Марухин не мог видеть, как в метро или наземном транспорте какая-нибудь женщина тащила тяжелую сумку — сразу рвался помочь. У него было это привитое с детства уважение к женщине. Хотя он был родом из простой крестьянской семьи, но эта интеллигентность в нем была неистребима. На своей родине в Тамбовской области он был всеобщим любимцем и гордостью всего края. Все его фильмы местные зрители знали и постоянно пересматривали... 


Все дороги вели в баню

Дружба, мужское братство были для Юрия Марухина не пустыми словами. Рыбалка в Архангельской области была для него не просто хобби, а обязательным действием. Вместе с ним туда отправлялись известный режиссер и сценарист-мультипликатор (долгие годы работавший после и в “СБ”) Олег Белоусов, художник Борис Заборов (ныне без преувеличения мировая величина в живописи), художник-постановщик этапных картин “Люди на болоте” и “Восточный коридор” Евгений Игнатьев...

Баня при общежитии киностудии “Беларусьфильм” также была поистине культовым местом для творческой интеллигенции Минска советского периода. Частенько захаживали в эту баню Владимир Гостюхин и Юрий Марухин, другие кинематографисты. Нередко к ним присоединялся Виктор Туров. Бывал и народный артист России, сыгравший в культовых картинах Андрея Тарковского “Андрей Рублев” и “Иваново детство” Николай Бурляев. 

Сегодня народный артист России Николай Бурляев с гордостью вспоминает свое знакомство с Марухиным: 

— Он мне запомнился прежде всего как прекрасный, тонкий и душевный, добрый человек. Помню, как он от души парил меня в легендарной баньке “Беларусьфильма”, помню наши застолья. Наше сотрудничество на нескольких фильмах, наше плодотворное соратничество на “Золотом Витязе”.

Последняя мечта 

...Последним сценарием, о котором мечтал Юрий Марухин, была “Легенда о бедном дьяволе” Владимира Короткевича. Он лежит в его архиве, который оберегает дочь Дарья Марухина (выбравшая стезю тренера по конному спорту) до сих пор. Марухин всегда стремился вырваться из-под чужой режиссерской опеки. Не сомневаемся, что случись картина — она была бы замечательной, а не очередным ширпотребом. 

Хочется верить, что так как однажды в 1960-е годы на “Беларусьфильм” пришла своя “новая волна”, поднявшая белорусское кино на качественно новый уровень, случится и новый эстетический прорыв, свидетелями которого должны стать рано или поздно и мы... 

СПРАВКА “НГ”

Юрий Марухин с 1960 года работал оператором-постановщиком киностудии “Беларусьфильм”. В 1962 году окончил операторский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии в Москве (мастерская Леонида Косматова). С 1984 года — режиссер игрового кино. В 2000—2001 гг. — председатель правления Белорусского союза кинематографистов. О режиссере сняты картины “Наш Юра” (2002 г., режиссер И. Волчек, Белорусский союз кинематографистов совместно с Национальной киностудией “Беларусьфильм”) и “Он где-то здесь...” (2008 г., Белорусский видеоцентр).

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter