Премьерный спектакль Даниила Филипповича «Рамэа і Джульета» свел на одной сцене разные актерские поколения

Коммуналка раздора

В премьерном спектакле молодого режиссера Даниила Филипповича «Рамэа і Джульета» по одноименной трагедии У. Шекспира на сцене Национального академического театра имени Я. Купалы много интересных находок и придумок. Взять хотя бы обозначенный жанр — трагикомедия. Казалось бы, где пересекаются знаменитое «нет повести печальнее на свете…» и комедийное начало? Но режиссер, не вступая в противоречие с замыслом великого автора, находит этот «перекресток» — прежде всего в мелочах, нюансах, характерах героев.


В нынешней трактовке молодые герои не просто представляют два враждующих клана Вероны. Здесь замешано еще и корыстолюбие: Монтекки и Капулетти, по воле режиссера, занимаются цветочным бизнесом, то и дело устраивая разборки. Живут в условной коммунальной квартире в позднесоветском времени. Отсюда все узнаваемые предметы быта от художника спектакля Александра Каменца.

— Мы абстрагируемся от какого-то конкретного мира, у нас присутствуют символы: светильники, линолеум, ковры, шкаф, стулья… Это понятные предметы из того прошлого времени, и у многих они есть дома до сих пор.

Тем самым, по мысли постановочной группы, узнаваемые предметы приблизят эту историю к современным зрительским сердцам.


— Никакого радикального решения в спектакле нет, — утверждает Даниил Филиппович. — Зрители увидят собирательный образ советских предметов, стиля и костюмов. Такой театр, как Купаловский, национальный и академический, не должен, на мой взгляд, превращаться в музей восковых фигур. В нем должно присутствовать огромное количество спектаклей, в том числе и экспериментальных.

Хотя чистым экспериментом режиссер постановку не называет. Скорее она построена на контрасте: если первое действие — безудержное хохмачество и фарс, то второе — уже настоящая трагедия. В густонаселенном и динамичном спектакле немало интересных образов, которые создали актеры Александр Гусев, Сергей Широчин, Елена Мозгова, Сергей Бирульчик, Светлана Гусарова и другие. В роли Герцога — народный артист СССР Геннадий Овсянников. Увидеть легенду Купаловского в новом спектакле — только ради этого стоит приобрести билетик.


Яркими получились образы Ромео и Джульетты у молодых актеров Бориса Тетеркина и Анны Мещеряковой, выпусников Института современного искусства в Москве. Получить такие роли в начале карьеры — большая удача, признают они. А по мнению исполнительницы Джульетты, плюс нынешнего режиссерского прочтения заключается в том, что, посмотрев спектакль, зрители, даже незнакомые с трагедией Шекспира, гораздо быстрее поймут, что происходит: все сделано понятно, оригинально и озорно. Трудно с этим не согласиться.


pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter