Колбаса или DVD?
28.07.2007 01:00:00
Какой гастроном не мечтает стать универсамом?
В моей жизни стало больше хороших эмоций. Теперь я не просто покупаю хлеб и молоко в нашем гастрономе, а делаю шоппинг в мини-супермаркете рядом с домом. Наш гастроном, простите, наш супермаркет за последний год очень изменился. Стал богаче овощной отдел — бывает даже выбор привычных картофеля, капусты, помидоров; в уголке молочных продуктов появились зеркальные прилавки, и оказалось, что мне очень нравится такой обман зрения, когда йогурты уходят в бесконечность; на выходе меня встречают кассовые аппараты нового поколения с транспортером, благодаря которым уменьшились очереди. А на днях я вообще увидела на полке маленькое чудо — пачки творога не в знакомой размокшей бумаге, которые не хочется даже брать в руки, а герметично упакованные в прозрачный пластиковый футляр... Плох сегодня тот гастроном, который не мечтает стать универсамом, и плох универсам, который не мечтает стать супермаркетом.
Почему же магазины Беларуси так похорошели?
Каждому белорусу — по магазину?
Потому что обострилась конкуренция, которая и заставляет работников торговли постоянно думать об удобствах покупателей. Таков закон рынка. Статистика свидетельствует: при нормативе 260 кв. метров торговых площадей на 1000 человек фактическая обеспеченность ими уже составляет 298 кв. метров. А что будет спустя три года, в течение которых должны открыться еще 44 крупных магазина? Рай для покупателя. Уже сегдня торговля начала работать настолько гибко, что 60 процентов продовольственных магазинов открываются в 8 часов утра, а закрываются в 21.00 и позже, а из непродовольственных свыше половины начинают работу в 10.00 и заканчивают в 19.00—20.00 и позже. Не настанет ли такое время, когда в торговых залах станут устанавливать диванчики, чтобы можно было делать шоппинг лишь с перерывами на сон?
Красивые витрины и покупательский синдром
Шутки шутками, а белорусская торговля, преподнесшая нам изобилие и привившая вкус к самому процессу совершения покупок, начала менять наш традиционный уклад жизни. Если раньше в городах люди отправлялись после работы домой, то теперь все чаще «случайно» забредают в какой-нибудь торговый центр, где так заманчиво не только что-нибудь купить, но и посидеть за чашкой кофе или бутылкой пива, сбыть свое чадо с рук в «детский уголок», где его будут развлекать не хуже, чем в «продленке» школы или в детсаду. Дошла эта мода уже и до белорусского села: там тоже появились современные торговые объекты, в которых «скрещивают» сервис и быстрое питание. И получается, что «дом—работа—дом» все больше трансформируется в «дом—работу—шоппинг»...
Как воспитать в себе потребительский патриотизм?
Если сегодня в работе торговой отрасли что-то и смущает, то, пожалуй, только то, что на прилавках белорусских магазинов как-то многовато импорта. Удельный вес отечественных товаров в объеме товарооборота составил по итогам первого полугодия текущего года 76,5 процента.
О необходимости формировать у граждан потребительский патриотизм постоянно говорит министр торговли Александр Иванков. По его словам, в Бельгии, например, человек всегда купит свое, а не привозное, если цена и качество приблизительно равны.
Пожелание министра насчет патриотизма касается и владельцев гипермаркетов. Поскольку государство создало благоприятные условия для ведения их бизнеса, то оно хочет видеть на полках магазинов нового формата весь спектр отечественных товаров. Но почему-то в некоторых гипермаркетах носков из Турции большой выбор, а белорусских нет вообще ... Капуста — из Польши, а не из Беларуси... Не увидишь отечественных петрушки и укропа, хотя в Минске строятся все новые теплицы... Скажем, гипермаркет «Простор», который получил в столице Беларуси хорошую площадку и имеет в России 179 магазинов, белорусские товары на реализацию в своей сети берет неохотно.
Гипермаркетам поставили «четверку»
К гипермаркетам в нашем обществе особый интерес, поскольку они появились в Беларуси всего несколько лет назад. На первый взгляд могло показаться, что у них нет особых перспектив. Ведь, согласно соцопросам, если до большого магазина с универсальным ассортиментом нужно добираться больше 10 минут, то покупатели предпочитают магазин у дома, пусть и с более узким ассортиментом. А многие из этих «супер» или «гипер» — в отдалении от жилых массивов... Только вот практика этого не подтверждает.
Как же оценивает министр торговли Александр Иванков вклад магазинов нового формата в торговое обслуживание населения страны?
— На хорошую четверку по пятибалльной системе. Они используют самые современные технологии. Учет, к примеру, у них на таком высоком уровне, что можно в любую минуту определить, сколько в зале находится покупателей, сколько покупателей прошло с начала смены, а деньги в кассах никто не пересчитывает — пневмопочта засасывает их в трубу и доставляет кассиру на второй этаж. Более того, гипермаркеты столь серьезно занимаются маркетингом, что специалистов обучают даже за границей. Это совсем другие отношения и с производителем, и с потребителем, о которых еще лет 10 назад мы не могли и думать.
К работающим на сегодняшний день в Минске четырем белорусским гипермаркетам в скором времени прибавятся еще восемь. Средний срок их окупаемости — 7—8 лет.
Гипермаркеты обязательно нужны, у них следует учиться, как нужно торговать. Например, они могут за час до окончания работы уценить все свои торты, и люди, которые следят за скидками, раскупят едва ли не все подчистую. Гипермаркеты потихоньку начинают идти на совместные брэнды с производителями, как «Корона» и «Хладокомбинат № 2», у которых получилась хорошая по качеству продукция.
Журналист «Народной газеты» спросила у министра, какие магазины в Минске работают сегодня интереснее всего, чтобы рассказать о них читателям более подробно. Александр Иванович назвал из государственных — универсам «Радзивилловский», из негосударственных — торговый центр «Корона»:
— Население отзывается о них только положительно.
И вот мы на экскурсии в лучшем из белорусских торговых центров, который, кстати, еще и самый крупный по размеру: два этажа, общая площадь 27 000 кв. метров.
В Беларуси производится обуви около 8 миллионов пар в год, а покупается около 30 миллионов пар... Разницу между предложением и спросом пока вынужденно занимает импорт, но она постепенно сокращается.