Экономист Елена Кузьмина — о приграничных контактах

Кого взять в соседи

Авторы аналитического доклада Ассоциации внешнеполитических исследований им. А. А. Громыко пришли к парадоксальному выводу: приграничные регионы Беларуси и России не опережают по темпам сотрудничества центральные регионы. А ведь согласно мировой практике должны опережать. За ответом мы отправились к одному из авторов доклада, заведующей сектором Беларуси, Молдовы и Украины ИМЭМО РАН, члену научного совета ассоциации Елене Михайловне Кузьминой. 

— Елена Михайловна, как сегодня строится межрегиональное сотрудничество России и Беларуси?

IMEMO.RU
— Особенность состоит в том, что межрегиональное сотрудничество строится у нас равноправно с приграничным. Это не характерно для мировой практики: обычно именно у сотрудничества соседей больше стимулов для развития. Наш феномен можно отчасти объяснить тем, что в России 11 белорусских консульств, которые активно способствуют укреплению торгово‑экономических связей, налаживанию культурных отношений между регионами. Именно поэтому в нашем докладе речь идет о том, что нужно создавать объединения приграничных регионов. 

— Можно об этом подробнее? 

— Формат ЕС предусматривает тесное сотрудничество административно‑территориальных единиц двух или нескольких стран в экономике, экологии, гуманитарной сфере. 

В конце девяностых — начале двухтысячных Россия и страны СНГ начали создавать подобные еврорегионы. Например, регион «Неман» состоял из приграничных районов Беларуси, Польши и Литвы. Однако эти еврорегионы так и не смогли придать импульс сотрудничеству из‑за различий в экономических системах, в законодательстве и административном управлении. Этот формат может стать привлекательным для России и Беларуси с учетом сегодняшней работы по углублению экономической интеграции в рамках Союзного государства.

— В каких сферах приграничным регионам удается эффективно сотрудничать?

— В гуманитарных областях и экономике. Но у этого взаимодействия нет достаточной координации. Ученые Беларуси и России выделили три крупных причины, из‑за которых не удается полностью реализовать потенциал сотрудничества. Главная состоит в том, что акцент сделан на межрегиональном сотрудничестве, концептуально приграничные связи рассматриваются как часть его. Нет механизмов, которые бы работали с этим типом сотрудничества. Этому не способствуют различия в экономическом законодательстве, в функциях и полномочиях местных властей. В таких условиях создавать совместные производства и развивать сотрудничество могут в основном крупные предприятия. Малый и средний бизнес в приграничных регионах не имеет столько сил, чтобы создать совместное производство, продвинуть свою продукцию на рынки. А ведь именно они являются двигателем торговли, сотрудничества и межкультурного взаимодействия. Его в приграничных регионах не хватает. 

— В каких отраслях необходимо взаимодействие налаживать? 

— В сфере обслуживания, на транспорте, в логистике, туризме. Напомню: какие‑то проекты, связанные с рекреациями, не всегда делаются крупными предприятиями, в большой степени это интересно именно среднему и малому бизнесу. 

— А какие еще две причины, мешающие наладить полноценное сотрудничество?

— Вторая причина заключается в том, что на концептуальном уровне приграничные связи не рассматриваются как отдельный вид международных экономических взаимоотношений. В России и Беларуси есть концепция приграничного сотрудничества. Но это — концепция всех границ, а не Союзного государства. В Союзном государстве интеграция на достаточно высоком уровне, но она эффективна для наиболее развитых регионов, к коим не относятся приграничные. Третья причина — различия в работе органов местной власти в наших странах.

— Для того чтобы привести все это к общему знаменателю, необходима серьезная интеграция...

— Это взаимосвязанные вещи. Если нет скоординированных действий законодательного или регулятивного характера, то невозможно полноценное сотрудничество. Российско‑белорусское сотрудничество хорошо развито, но дойдя до определенного уровня, оно затормозилось. Сейчас развитие сотрудничества на приграничном в том числе уровне зависит от реализации дорожных карт, которые готовятся к подписанию.

— В докладе «Союзное государство Беларуси и России: результаты для граждан и перспективы» Ассоциации имени А. А. Громыко рекомендовано создать программу «Союзные регионы» для приграничных областей. 

— Эта программа предполагает совместное финансирование для решения поставленных задач, в том числе в рамках бюджета Союзного государства, создание скоординированной, по возможности и единой экономической законодательной базы и разрешение ряда проблем административного порядка. Давайте вспомним, что радиоактивное облако Чернобыля шло не только через белорусские, но и через российские регионы. Вопросы, связанные с экологией, медициной, вопросы, которые решают проблемы конкретных людей, лучше и удобнее решать именно в формате союзных программ. Есть Постоянный комитет, есть бюджет Союзного государства, есть межпарламентские структуры, регулярно проводится Форум регионов... То есть существуют определенные механизмы, которые могут подвести к новому этапу интеграции России и Беларуси, чтобы сотрудничество, в том числе приграничное, получило новый мощный импульс. 

— В приграничных регионах России и Беларуси проживают порядка 6,2 миллиона человек. В чем суть этой программы для конкретного жителя Смоленской, Брянской, Витебской, Гомельской областей? 

— Во‑первых, проще будет перемещаться рабочей силе, бизнесу, финансам. Во‑вторых, если дать возможность вместе работать малому и среднему бизнесу, это создаст новые рабочие места. Такое сотрудничество возможно в туризме, логистике, обслуживании дорог, в рекреации, в решении экологических проблем. Все это в комплексе улучшит ситуацию, жители приграничных регионов будут лучше защищены с социальной точки зрения. На уровне Союзного государства очень много делается для социальной защиты наших граждан, но на местах это иногда происходит не так красиво, как написано на бумаге. А развитие приграничного сотрудничества может прикрыть эту брешь в отношении конкретного гражданина — в медицинском обслуживании, в образовании, так как вузам тоже будет проще взаимодействовать. В результате, возвращаясь к экономике, мы получим рост доходов местных бюджетов, а это даст возможность роста расходов на социальные цели. 

ЦИФРА

6,2 миллиона человек проживают сегодня в приграничных регионах России и Беларуси.

Тарас Фомченков

taras@rg.ru

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter