В Минске в гостиницах без звезд останавливается каждый пятый гость

Когда звезд с неба не хватают

Переночевать в Минске для иногороднего — вроде бы никакая и не проблема. Отелей — около полусотни. Только одни не соответствуют возможностям вашего кошелька. Другие — вашим представлениям о комфорте. Третьи говорят о себе шепотом. Найти «золотую середину» смогли единицы. Хотя эксперты хором говорят: тенденции нынче таковы, что среднестатистическому постояльцу необходим лишь минимум услуг — кровать, душ и высокоскоростной бесплатный интернет. Ожидается, что как только для иностранцев из 80 стран заработает безвизовый режим, число гостей столицы — бизнесменов, простых командированных, да и путешественников, выбравшихся к нам на выходные, — возрастет процентов на 20. Чем не шанс отщипнуть кусок от общего бизнес–пирога и для отелей, которые «не хватают звезд с неба»? Насколько готовы они встречать гостей — выясняли корреспонденты «СБ».


Называть гостиницей расположенный на минской улице Якуба Коласа «Спорт» до поры до времени было лишь этаким жестом вежливости. Постояльцам, выбравшим его местом для ночлега, это больше напоминало застывшее во времени унылое общежитие с удобствами в коридоре. Шаг за шагом картина меняется к лучшему. Правда, чтобы помыться в душе, большинству гостей и сейчас придется покинуть пределы номера. К этому факту в «Спорте» просят относиться как к данности.

— В силу архитектурной специфики здания — а оно 1957 года постройки — номеров с удобствами лишь четверть. Больше сделать мы не можем. Ни сама «коробка», ни коммуникации подобных работ просто не выдержат. Вынуждены исходить из того, что есть. Хотелось бы лифт, но наш максимум — это пандус на лестничных маршах, по которому будет удобно везти чемоданы. А уют стремимся создать за счет мелочей, — рассуждает начальник отдела гостиничного хозяйства ГУ «Белспортобеспечение» Галина Кобяк.

Мелочи — это новые штрихи интерьера, стирающие следы советского прошлого. Здесь стараются. И это видно даже невооруженным глазом. Стоило обновить сантехнику, купить новую мебель, оснастить кровати ортопедическими матрасами, перекрасить стены, оборудовать светлую комнату отдыха телевизором, современными микроволновой печью, мультиваркой и автоматической стиральной машиной, как впечатление поменялось само собой. «Если бы еще вай–фай тянул везде...» — замечаю. Галина Кобяк заверяет: этот вопрос будет решен в самое ближайшее время.

«Спорт» позиционирует себя как хостел.

— Еще мы заключили договор с кафе, расположенном у нас на первом этаже: наших постояльцев они кормят за полцены и по специальному меню. Трое из четырех администраторов на хорошем уровне знают английский... Вообще, 80% наших гостей — это спортивные команды и их болельщики. Россияне, украинцы, прибалты в том числе. Наша же задача — сделать так, чтобы 40% было туристов. Причем разного уровня доходов. «Спорт» сейчас — этакий микс. Четвертый этаж — 36 мест — отдан под хостел (на booking.com, к слову, мы так и позиционируемся) с ценой 14 рублей за место. Такие номера больше ориентированы на молодежь — студентов и волонтеров. Есть и отремонтированные двухкомнатные люксы со всеми удобствами по цене «стандарта» за 30 рублей с человека. Есть номера семейные, ведь основные наши конкуренты — это съемные квартиры.

Свое преимущество «Спорт» видит в собственном расположении и более чем демократичной цене услуг, а также гибкой ценовой политике, где турфирмам положены скидки аж в 20 процентов. Их гости, мол, не прихотливы, которым лучше сэкономить на проживании, но больше потратить на знакомство с городом. Ведь в свое время переночевать в Минске, скажем, приехавшим на экскурсию из регионов туристам было проблематично — било по карману. Селить их предпочитали в ближайшем пригороде.


Специалисты в сфере туризма рассуждают: «Беззвездные» отели — самые настоящие «коты в мешке», от которых не знаешь, чего ожидать. То ли это ночлежка–«совдепия», где ремонтом и не пахнет, то ли хостел, то ли вполне приличные современные номера, которые по ряду причин не проходят сертификацию». Пожалуй, самое объективное мнение помогут составить отзывы на порталах вроде booking.com или TripAdvisor. Небольшую гостиницу «Вояж», расположенную в спальном районе на западе Минска, «Букинг» и вовсе позиционирует как «хит продаж»: «Сюда гости возвращаются чаще, чем в другие варианты размещения». А среднюю оценку до 8,5 снизило разве что неудобное местоположение.

— Именно по этой причине мы ожидали гораздо меньший поток, — рассказывает управляющий гостиницей Олег Кольцов. — Однако нас находят, особенно те, кто в Минск приезжает собственным транспортом. Из каких тут только стран не было гостей — в том числе из Македонии, Дании, Финляндии, даже из Нигерии заглядывали. Средняя заполняемость (а номеров в отеле 33) — 60%. Хотя на новогодние праздники было 120! Можете представить, что здесь творилось. Ставили кресла–кровати, современные раскладушки. Если посетителей устраивает, если компания не хочет разделяться — почему бы и нет? Гостиницы экономкласса востребованы в силу экономической ситуации. Даже если гости и могут позволить себе потратиться на четырехзвездочные отели, деньги нынче считают все. Мы же просим лишь чуть больше 15 долларов с человека за место в двухместном номере, если же живешь один — чуть больше 25. При этом, помимо душа, высокоскоростного Wi–Fi и удобной кровати, в номере будет и, скажем, фен, что по стандартам вовсе не обязательно. А жалуются разве что на отсутствие шведского стола. Понимаем, хотели бы, но помещения ограничены.

Отель «Вояж» — новый, открытый лишь несколько лет назад. Однако реалии зачастую таковы: как только специалисты гостиничной отрасли и постояльцы начинают намекать старым игрокам «беззвездного» рынка о модернизации, в ответ слышат расхожее «на это нет средств». Скажем, гости «40 лет Победы» просят решить вопросы с перебоями в работе Wi–Fi, «Алмаза» — с питанием, мини–отеля Минприроды — с комфортной температурой... При этом низкая цена — необязательно синоним отсутствия достойного сервиса.

В «беззвездный» «Вояж» гости возвращаются часто.

— Главное, не экономить на гостях и на качестве услуг, — обращает внимание Олег Кольцов. — А снизить собственные расходы помогает, скажем, банальная экономия электроэнергии. Зачем круглосуточно освещать лестничную клетку, если можно поставить датчики движения, ну и энергосберегающие лампы само собой? И посетителям удобно, и нам выгодно.

Справка «СБ»

Отелей без категории в Минске сейчас 22. Хостелов — 6. Что касается гостиничного рынка в целом, то средний ценник за первые 9 месяцев 2016 года сложился на уровне 41,5 доллара в эквиваленте. В 2015–м, к слову, он был 48,3 доллара, в 2014–м — 60,7.

Компетентно

Денис Четвериков, директор Департамента консалтинга и оценки консалтинговой компании Colliers International в Беларуси:

— Загрузка старых гостиниц без категории в среднем составляет 30 — 40%, ведь большинство из них (как и ряд «звездных» советских отелей) не предоставляют сервис, соответствующий заплаченным деньгам. Реальная для них цена на минском гостиничном рынке — 15 — 20 долларов за место. Если выше 30, то и ожидания у постояльцев уже другие. На что стоит обратить подобным отелям внимание — так это в первую очередь на взаимоотношения с клиентами: добродушное и профессиональное общение, желание оперативно и качественно решать возникающие вопросы. А кроме того, на мелочи, которые показывают, что гостям здесь рады: начиная от печенюшек на ресепшене и заканчивая более разнообразными завтраками.

Любовь Сойка, начальник отдела организации и развития гостиничного хозяйства управления бытового и гостиничного обслуживания населения Мингорисполкома:

— Спрос на номерной фонд столичных гостиниц формируется во многом за счет иностранцев, приезжающих к нам более чем из 170 стран. Их доля в общем количестве гостей по итогам 2015 года составляла около 70%, а в 2016–м — уже 75%. Количество белорусов, проживавших в отелях Минска, соответственно снизилось. Средний коэффициент загрузки отелей города за 2016 год — 41% (в 2015–м — 40%). «Беззвездные» гостиницы были загружены от 28 до 48%, в них разместились свыше 20% гостей. Более востребованной оказалась не гостиница «Спорт» в центре города, а «Вояж», где гостю предложен высокий уровень обслуживания и комфортное проживание. Начинать строительство новых отелей не планируется. Но сейчас реализуется 12 проектов.

Бренд для Бреста


Крупные гостиничные бренды обратили внимание на регионы. В Бресте начато строительство отеля Hampton by Hilton уровня трех звезд, где одновременно смогут разместиться 120 человек. Расположится он неподалеку от Брестской крепости — на Варшавском шоссе. Открытие запланировано на следующий год.

Первым областным центром, куда всемирно известные отельеры решили закинуть свои сети, Брест выбран неспроста. Город — пограничный. Поблизости основные точки притяжения туристов. Беловежская пуща, в частности.

— Сюда приезжают не только из других регионов Беларуси, но и из России и стран Евросоюза, — говорит старший директор по развитию «Хилтон» в России и СНГ Владимир Ильичев. — Причем как с туристическими целями, так и по делам бизнеса. Приход Hampton by Hilton в Брест, надеемся, также повысит уровень гостиничной инфраструктуры города и привлечет дополнительных гостей.

Кстати, анализируют представители гостиничного бизнеса, именно к отелям среднего и экономического классов у среднестатистического постояльца сейчас наибольший интерес.

deu@sb.by

Советская Белоруссия № 26 (25161). Среда, 8 февраля 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter