КГК выявил ряд проблем, касающихся работы с обращениями граждан

Когда нет мелочей

Госконтроль проанализировал работу с обращениями граждан 

С проблемами, касающимися сферы жилищно-коммунального хозяйства, сталкивался едва ли не каждый. Многим знакомо и чувство негодования, когда после справедливой просьбы решить тот или иной вопрос начинается непонятная волокита. Раздражает и неполное, необъективное рассмотрение обращений в организациях, отсутствие необходимого контроля за исполнением принятых решений… Именно такие проблемы выявил КГК во время контрольно-аналитических мероприятий, которые проводились в 2019 году. К слову, продолжаются они и в 2020‑м.

Проблемы с историей 

Комитет госконтроля уже выработал и направил предложения по устранению причин выявленных недостатков. А с какими же проблемами сталкивались люди? Рассказываем о них подробнее. 

Один из красноречивых случаев случился в Кобрине, говорят в Комитете государственного контроля. Специалисты ведомства обратили внимание на историю с обращением жителей переулка Тенистого: из-за деревьев не было видно перекрестка. На место даже выезжали сотрудники райисполкома и ГАИ Кобринского РОВД. Что же решили? Кобринский райисполком, рассказывают в КГК, необоснованно направил предписание гражданину Ш. удалить деревья, которые ухудшали обзорность перекрестка. Дело в том, что они были посажены за пределами его при-усадебного участка. Человека уведомили: если вовремя не выполнит предписание, в отношении его составят административный протокол. А через три месяца заявителям обращения почему-то доложили: деревья, оказывается, посажены не Ш. Виновное же лицо не установлено. Поэтому райисполком поручил устранить проблему предприятию «Кобринское ЖКХ». Стоило ли ждать три месяца, чтобы решить вопрос, который можно было уладить в течение суток?

Вот несколько других примеров…

В Могилеве долгое время не решался вопрос об устранении промерзания наружных стен в одном из домов. Жительница квартиры написала соответствующее обращение, но прошло 1,5 года, а воз и ныне там. Из-за этого в квартире было, мягко говоря, не жарко. Вопрос оставлен на контроле в КГК Могилевской области до наступления осенне-зимнего периода 2020—2021 года. В этом же городе на протяжении нескольких лет не разрешалась проблема с протеканием кровли в доме № 4 по улице Бурденко. 

После дождя в одной из квартир повреждалась электропроводка, потолок, обои, отделка стен, полы, мебель. Ремонт кровли выполнили только в августе 2020 года после вмешательства КГК.

С аналогичной проблемой жительница Кобрина Д. не раз в течение 2018‑2020 годов обращалась во все то же Кобринское ЖКХ и Кобринский райисполком. В итоге выполнение работ по капитальному ремонту жилого дома планируется в сентябре 2020-го. А в деревне Холстово Быховского района жительница попросила устроить в доме, который она арендовала, канализацию. Вопрос решило Быховское УКП «Жилкомхоз». Правда, случилось это почти через… два года. 

Ответ за формальный подход 

В Комитете госконтроля рассказали и о фактах формального подхода к рассмотрению обращений людей. Именно так в Гомельском райисполкоме отнеслись к коллективному обращению жильцов многоквартирного дома № 3 по улице Победы в агрогородке Еремино. Оставили без внимания длительное неисполнение и неорганизацию предприятием «Гомельский райжилкомхоз» безвозмездной передачи поквартирных электросчетчиков на баланс энергоснабжающей организации. Только после вмешательства Комитета госконтроля Гомельской области долгожданное событие произошло. Виновные, к слову, были привлечены к дисциплинарной ответственности.
Некоторые огрехи были способны вывести из себя даже самого уравновешенного заявителя.
Любопытная история приключилась в Скиделе. Там у граждан тоже имелся ряд претензий, а у госконтроля — вопросов. Специалисты РУП «Скидельское ЖКХ» некачественно провели предпроектное обследование жилого дома, а в последующем имелись недоработки проекта, некачественное выполнение работ. В то же время Гродненский облисполком направлял заявителям и в КГК формальный ответ о завершении всего комплекса работ в соответствии с проектом (несмотря на невыполнении части работ). 

Такое отношение привело к тому, что семья Л. многократно обращалась в вышестоящие органы, в том числе в Комитет госконтроля. В итоге все необходимые работы завершились в нынешнем июне.

Для виновных же ситуация закончилась не столь благополучно. Их привлекли к дисциплинарной ответственности, а один из работников и вовсе был уволен. 

Обещания надо выполнять

Также КГК выявил случаи, когда обещания местных исполнительных и распорядительных органов не были осуществлены на практике. Иногда сдержать слово не могли просто по финансовым причинам. «На обращение Г. по вопросу обустройства водоотводящей ливневой канавы сообщено, что на основании комиссионного обследования, проведенного представителями Кобринского райисполкома и районного ЖКХ, КУМПП ЖКХ «Кобринское ЖКХ» поручено в месячный срок выполнить соответствующие работы. При этом через месяц заявителя проинформировали о нецелесообразности проведения названных работ», - приводят один из примеров в Комитете госконтроля. 

А в Ляховичском райисполкоме похожие вопросы не решаются годами. Например, местный житель М. просит отремонтировать дорогу. Есть и коллективное обращение от граждан провести капитальный ремонт и благоустройство улицы Пушкина. Людям обещают все выполнить. Правда, сроки исполнения уже не раз переносились…

Заслуживает отдельного внимания 

Пристального внимания заслуживает взаимодействие некоторых организаций ЖКХ с контакт-центром. Человек, звоня по указанному номеру, надеется, что сейчас ему помогут, о его проблеме услышат, но… КГК констатирует: «Несмотря на то что эксплуатирующими организациями в отдельных регионах с областным контакт-центром подписаны регламенты о порядке взаимодействия, исполнители заявок систематически допускают их нарушения». Такие огрехи способны вывести из себя даже самого уравновешенного заявителя. Перечислим.
Несвоевременно вносились (или этого вовсе не делалось) сведения о процессе выполнения работ по обращению. Заявка закрывалась до ее исполнения. Если выявлялись неисправности, устранение которых относилось к компетенции других организаций, то такие заявки никуда не передавались, а попросту закрывались. В комментариях указывали причины их невыполнения.
Так, в Минске люди попросили исправить ситуацию с длительным отсутствием светильника в доме по улице Горецкого. Диспетчер ЖЭС № 112 формально закрыл заявку своевременно, но фактически работы не были выполнены.

В КГК обращают внимание: среди основных нареканий на работу областных контакт-центров - недостаточная разъяснительная работа с населением об основных их функциях и отсутствие обратной связи по вопросу выполнения заявок. Также результаты интернет-опроса и горячие линии, которые организовывал Комитет госконтроля, показали, что бывает сложно дозвониться в службу 115. В отдельных случаях ожидать приходится до 15 минут. 

Станислав ГРАДОВ.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Фото: Алексей МАТЮШ