Источник: Знамя юности
Знамя юности

«Писать просто – непросто». Детский автор Владимир Куличенко – о героях нашего времени, любви подростков к хоррорам и секретах «Гарри Поттера»

Когда формулы бессильны

Сегодня у писателя Владимира Куличенко профессиональный праздник – Международный день детской книги. По этому случаю «Знаменка» побеседовала с автором повестей и романов для подростков о том, почему тинейджеры так любят хорроры и действительно ли читающий школьник – это исчезающий вид.


– Пару месяцев назад соцсети облетела фотография брестского школьника: мальчик лет десяти ехал в автобусе, уткнувшись в 600-страничный книжный том. В комментариях пользователи соревновались в остроумии, мол, в городе замечен ребенок из «Красной книги». Неужели читающий школьник – это исчезающий вид?

– Я бы так не сказал. Но отношение к бумажной книге действительно изменилось. Сейчас есть тенденция: школьники и студенты сначала читают электронный вариант произведения и, если он понравился, покупают бумажный. И для них это если не святыня, то важная вещь, которую берегут и к которой периодически возвращаются.

– Что именно они читают?

– То, что рекомендуют друзья, родители и сотрудники библиотек. Вопреки расхожему мнению, в библиотеки молодежь ходит, причем не только в государственные, но и в коммерческие, которые начали появляться в последние годы. Если говорить о жанрах, то у подростков в фаворитах ужастики. На встречах с читателями всегда спрашиваю: «Кто ваш любимый писатель?» – «Стивен Кинг». И это объяснимо: для тинейджера книга в жанре хоррора – возможность получить свою порцию адреналина, сидя дома и не подвергая себя опасности. Студенты, особенно технари, предпочитают литературу в стиле ЛитРПГ – это фантастика, основанная на сюжетах популярных компьютерных игр. Как-то пробовал читать, но, признаюсь, не смог: мне это неинтересно и непонятно. Хотя на тематических сайтах у каждого такого произведения – по 15, 20, 25 тысяч скачиваний, а ребята, которые их пишут, считаются звездами. Вообще читатель сейчас капризный, разборчивый: и в магазинах, и в интернете большой выбор литературы любых жанров. Поэтому писателю нужно очень постараться, чтобы заинтересовать, увлечь, удивить.

– Стоит ли автору, пишущему для подростков, подстраиваться под свою аудиторию? Или, наоборот, он должен тянуть ее за собой?

– Есть известный постулат: писатель не тот, кто пишет, а тот, кого читают. Недавно спорил по этому поводу с одним молодым автором: девушка горячо доказывала, что нужно писать как тебе хочется, без оглядки на чужое мнение. Но я считаю, что в таком случае у произведения должен быть максимум один экземпляр. Потому что если экземпляров уже два – ты обязан брать в расчет потенциального читателя. Я пишу для подростков 12–14 лет и, понимая, что им тяжело даются сложные тексты, убираю местоимения, многоточия, делаю более короткими предложения, «ввинчиваю» выражения вроде «закорефанился», «ты не в теме», стараясь, конечно, не злоупотреблять. Писать просто и интересно, простите за тавтологию, крайне непросто. Гораздо легче закопаться в какие-то глубины, чем донести свою мысль доступным языком и при этом не потерять внимание читателя.

– О ком хотят читать современные школьники? О положительных героях или отрицательных?

– Скажу одно: герой должен вызывать сочувствие – эту мысль я почерпнул у американских киносценаристов. А еще в нем обязательно должно что-то «ломаться». Например, в романе, который сейчас пишу, сын олигарха, надменный и самона­деянный, в конце становится добрым, способным на благородный поступок. Когда персонаж слишком статичный, он не цепляет.

– Вы по нескольку раз в месяц встречаетесь с читателями, еще и книжки свои дарите. Зачем вам такая соцнагрузка?

– С подростками встречаюсь в первую очередь для того, чтобы постигать их психологию, образ мышления. Чтобы потом не возникало казусов, когда, например, то, что казалось мне смешным, они посчитают странным. Со мной всегда книги, которые я готов подарить. Не припомню случая, чтобы ребенок отказывался: «Спасибо, мне не нужно». Наоборот, порой и слезы случаются, и ссоры, если книг вдруг оказывается меньше, чем желающих. Общение с тинейджерами очень обогащает: они интересные, хваткие, креативные. Порой пересказываю им сюжет будущей повести, а они замечают: «У вас вот здесь нестыковка и вот здесь тоже» – благодарю, исправляю.

– Что такого есть в «Гарри Поттере», что вот уже 25 лет этой книгой зачитываются подростки во всем мире?

– Здесь все сошлось: хорошая стилистика, образность, неожиданные сюжетные повороты. Я, правда, читал «Гарри Поттера» всего один раз и боюсь браться за него снова: у писателя все прочитанное откладывается где-то в подсознании, и он невольно может начать копировать чужое произведение. Но вообще спрогнозировать, будет ли книга успешной, выстрелит ли, практически нереально. Здесь не работают никакие математические формулы, но мне именно это и нравится. К примеру, недавно на литературном рынке прогремела российский автор Катя Матюшкина с детективными рассказами для третьеклассников. Несложные сюжеты, простой язык – а книги издаются сумасшедшими тиражами.

– Как думаете, какая из ваших книг могла бы повторить такой успех?

– Как и большинство писателей, я считаю, что моя главная книга еще не написана – она впереди.

Владимир КУЛИЧЕНКО

Автор 15 книг с общим тиражом более 70 тысяч экземпляров. Среди самых известных – «Катамаран «Беглец», «Следствие по делу стеклянных человечков», «Доктор Васильков и повелитель ночи», «Мешок каменной старухи».

Чему вас научила любимая детская книга?

Яна Волосач, школьница, Минск:


– В детстве я больше всего любила читать о приключениях Пеппи Длинныйчулок. До сих пор помню, как папа принес мне в подарок эту книгу в яркой желтой обложке, и я не могла от нее оторваться, глотая главу за главой. И хотя Пеппи, которая спала ногами на подушке и отказывалась ходить в школу, не самая положительная героиня, она научила меня многим важным вещам. Главное правило, которая я усвоила, заключается в том, что по жизни всегда нужно идти весело, с гордо поднятой головой. Я часто возвращаюсь к любимым детским произведениям – читаю их своей сестре, 10-летней Владе.


Антон Озйурт, предприниматель, Молодечно:

– Честно говоря, в школьные годы я не очень любил книги. Зачем читать о приключениях, если можно выйти во двор и самому стать главным героем? Добровольно, не из-под палки прочитал разве что «Гарри Поттера». Эта книга учит, что вне зависимости от обстоятельств добро непременно побеждает зло. И что в жизни всегда есть место чуду.


Анастасия Чернявская, первый секретарь районного комитета БРСМ, Вилейка:

– Хорошо помню любимые детские книги – «Муху-цокотуху» и «Золушку» под одной обложкой с «Красной Шапочкой». И хотя оба издания уже изрядно потрепанные, у меня, дипломированного библиотекаря и библиографа (а я окончила факультет информационно-документных коммуникаций БГУКИ), не поднимается рука отправить их в макулатуру. В подростковом возрасте не раз перечитывала белорусскоязычную повесть «Прынцэса з тусоўкі» Евгения Хвалея – очень важная и нужная книга, которая учит тинейджеров, что нужно всегда иметь собственное мнение и не спешить идти за толпой. А еще у меня есть любимый сборник народных сказок «Не сілай, а розумам». Я и сейчас, когда мне грустно, открываю его на любой странице – и сразу становится легче.

krupenk@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter