Раскроют ли потомки тайны талантливейшего художника из Речицы Александра Исачова?

Код Исачева


Прижизненная выставка

1987 год. В разгаре перестройка. По инициативе первого секретаря Речицкого горкома партии Адама Вашкова Александру Исачеву предлагают сделать выставку. Скульптор Максим Пожарицкий вспоминает:

— Александр мне тоже предложил поучаствовать в проекте, и я согласился не раздумывая. Раньше Саше выставляться не удавалось: не работал в манере соцреализма, которая приветствовалась. Я подумал — у него живопись, у меня скульптура. Эффектное сочетание!

Александр ИСАЧЕВ вместе с семьей: дочерью Марией, сыном Ярославом и же-ной Натальей.
Александр ИСАЧЕВ вместе с семьей: дочерью Марией, сыном Ярославом и женой Натальей.

Как партнер по проекту Пожарицкий подходил Исачеву еще и потому, что у него к тому моменту были готовы работы, близкие по стилистике: «Ностальгия», «Узурпаторы», «Марс», «Икар»…

Наконец выставку (экспозиция разместилась в одном из фойе Дворца культуры и техники «Нефтяник») открыли. После чего 15 ноября 1987 года в «Советской Белоруссии» и «Звяздзе» вышла статья «Мастер и Афродита». После такой рекламы посетителей ждать не пришлось — люди шли потоком. Многие были поражены уровнем изобразительного мастерства: «Так все аккуратно выписано, как на фотографии. Каждую ресничку различить можно». 

Документалист Анатолий Алай, узнав о необычном художнике из газет, тотчас собрал съемочную группу и отправился в Речицу. В его планах было записать интервью с мастером. Оно потом войдет в фильм «Не плачьте обо мне». 

В «Советской Белоруссии» недоумевали: почему Александру Исачеву не разрешали ранее организовать хотя бы небольшой вернисаж, если его работы выполнены, по мнению экспертов, столь профессионально? Впрочем, некоторые коллеги по цеху — художники из Гомельского и Минского отделений Союза художников — пытались тем временем доказать, что искусство Исачева не искусство…

Александр ИСАЧЕВ на выставке в Речице
Александр ИСАЧЕВ на выставке в Речице

Не имея возможности конкурировать с коллегами по цеху на равных, Александр вынужден был сбывать картины частным лицам. Работы его покупали охотно, в том числе и те, кто собирался выехать за рубеж. Десятки картин к тому времени оказались за границей. И еще такой факт: Александр, чтобы добиться совершенства, мог работать за мольбертом по двенадцать—тринадцать часов в сутки. 

Выставка Исачева завершилась большой творческой встречей 2 декабря 1987 года. Зал Дворца культуры и техники «Нефтяник» был забит до отказа. Короткая вступительная часть — и зрители забросали вопросами Исачева, передавая их в записках. Максим Пожарицкий той встречей остался доволен:

— Наш творческий тандем оказался успешным, чего, признаться, мы и сами не ожидали. Всего выставку посетили более 20 тысяч человек. А как был счастлив Саша! К нему наконец пришло признание, которое он заслужил за долгие годы работы. Но эта известность, казалось, удивляла его. Настолько все было неожиданным.

Подлинникомкартины «Андрей Первозван-ный» владеет Речицкий краеведческий музей.
Подлинником картины «Андрей Первозванный» владеет Речицкий краеведческий музей.

Столь же неожиданной была и внезапная смерть Александра Исачева. Он умер прямо за мольбертом 5 декабря 1987 года. Остановилось сердце художника…

Только денег недостаточно

Через несколько месяцев после выставки в Речице картины Исачева экспонировались в минском ДК Белсовпрофа. Афиш не было, рекламы тоже. Сработала статья Александра Шкута «Жил был художник», опубликованная в «Знамени юности». И тогда люди потянулись во Дворец профсоюзов.

Чтобы увидеть 32 работы Исачева, в очереди приходилось стоять часами. «Проникнуть в ДК Белсовпрофа труднее, чем в Эрмитаж, — рассказывает читателям «Советская Белоруссия» 15 мая 1988 года. — Очередь, начинающаяся с Ленинского проспекта, столько раз извивалась вокруг фасадных колонн, что казалось, она никогда не втянется в помещение». Если занять ее с утра, только к полуночи можно было переступить порог выставочной комнаты. И то, если повезет.

Трижды побывал тогда в ДК Белсовпрофа художник Олег Орлов, владеющий ныне самой большой в нашей стране коллекцией работ Исачева. Олег Геннадьевич говорит, что выставку зрители буквально брали штурмом:

— Ажиотажа не было в первый, второй день. А потом вдруг эти сумасшедшие очереди. Но чего стоили 6—8 часов ожидания, если можно было увидеть необыкновенные полотна?

Очередь на выставку работ Александра ИСАЧЕВА в ДК Белсовпрофа извивается, как змейка
Очередь на выставку работ Александра ИСАЧЕВА в ДК Белсовпрофа извивается, как змейка

Олег Орлов считает Исачева своим наставником (хотя лично знаком никогда не был). Сейчас Олег Геннадьевич работает в стиле мистоэссенциализма — стиль живописи, соединяющий мистические знания человечества. В то же время Орлов осваивает процесс гладкого письма. Сейчас в копилке художника около 30 персональных выставок. А еще Олег Орлов регулярно вот уже на протяжении восьми лет демонстрирует коллекцию работ Александра Исачева. В ней 68 картин. Сколько стоит такое собрание? Олег Геннадьевич не задавался таким вопросом:

— Могу сказать лишь одно: Исачев — дорогой художник. Чтобы купить его, недостаточно иметь определенную сумму денег. Некоторых коллекционеров, владеющих его полотнами, не заставишь с ними распрощаться ни за какие миллионы. Стоимость полотен Исачева во многом зависит от конъюнктуры на рынке изобразительного искусства. 

Интересный факт — белорусский художник оказался одним из самых… похищаемых художников последних 30 лет. После внезапной смерти мастера прокатилась серия краж, основной добычей воров были полотна Исачева. 

Наведались они и в квартиру вдовы художника Натальи. 14-летняя дочь Исачева Мария тогда была дома, просто открыла дверь на звонок…. Вынесли все, что смогли, включая слайды произведений и записи Натальи Николаевны. Преступники не найдены до сих пор. Похищенное — тоже.

Кстати, список украденных картин Исачева можно увидеть в альбоме-каталоге «Александр Исачев: живопись, миниатюра, графика, иконопись». Они напечатаны на черном фоне с пометкой «Внимание. Похищенные работы». Альбом-каталог вышел в свет в 2007 году к 20-летию смерти Александра Исачева. В издании репродукции 340 живописных работ, 26 миниатюр, 185 графических листов и 40 работ, созданных для православных храмов Речицы и Мозыря. В Преображенской церкви Речицы, к слову, сохранились подлинные иконы, принадлежащие кисти гениального Исачева. Около трех десятков.

Музей. Наследники

Сегодня в открытом доступе лишь 5 живописных работ художника: «У источника», «Гадание на шаре», «Учитель», «Магия» из серии «Владыка», «Андрей Первозванный». Все подлинники — в Речицком краеведческом музее. Там же хранится еще 30 графических работ.

Научные сотрудники начинали собирать материал о знаменитом земляке по инициативе бывших директоров музея Ирины Шафир и Людмилы Коноваловой. Работу по сбору экспонатов и материалов продолжают и нынешние сотрудники музея — главный хранитель Ольга Бобровник и директор Наталья Заева.

По инициативе жителей и музейных работников составлено письмо, которое рассмотрели и поддержали на заседании горисполкома. К 50-летию Исачева на доме, где жил художник (ул. Советская, 91), установили мемориальную доску.

Скульптор МаксимПОЖА-РИЦКИЙ помогал в органи-зации прижизненной вы-ставки Александра Исачева в ноябре 1987 года
Скульптор Максим ПОЖАРИЦКИЙ помогал в организации прижизненной выставки Александра Исачева в ноябре 1987 года

В 2006 году, когда музей обрел новое здание, открылась и постоянно действующая экспозиция, посвященная Исачеву. В нескольких витринах – фотографии художника. 

Вот передо мной снимок, где Александр, еще совсем юный, в квартире у Георгия Михайлова; а вот фрагмент из приговора, вынесенного Михайлову, когда работы приказали уничтожить, в том числе – 92, принадлежавшие кисти Исачева; или фото с первой выставки в Речице. В музее хранятся личные вещи художника: кисти, очки, подсвечник, электрокофейник, самодельная пепельница… Здесь же воссоздали и фрагмент квартиры Исачевых, которая была для Александра и мастерской. Инсталляцию эту, кстати, представляли в прошлом году на форуме «Музеи Беларуси» в Гомеле. Интерес к объекту музейного дела тогда был огромный. Когда смотришь на этот фрагмент квартиры, словно заглядываешь в прошлое. На стенах — картины. Какие-то завершенные, какие-то нет. Исачев писал в технике, требующей нанесения красок тончайшим слоем. Поэтому нужно было ждать, чтобы один слой хорошенько просох перед тем, как нанести следующий.

Многое появилось в музее благодаря жене Александра Исачева. Наталья Николаевна была для Исачева и музой, и помощницей… Она получила два высших образования — филологическое и юридическое, стала педагогом. Творческая группа учащихся гимназии под руководством Исачевой исследовала жизненный и творческий путь Александра. На эту тему Наталья Николаевна даже читала лекции в Гомеле на курсах повышения квалификации учителей.

Когда мужа не стало, старшему — Ярославу — было 10, дочери Марии – 6 лет.

Дети растут быстро… Мария Александровна ныне преподает немецкий язык в школе, уже мама двух дочерей. Влада учится в 8-м классе, Анастасия — первоклассница. Сын, Ярослав Александрович, 10 лет отработал в геофизике, окончив по специальности Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины. Параллельно занимался живописью, графикой, литературой. Оформлял книги, принимал участие в различных выставках живописи (Речица, Гомель, Санкт-Петербург).

С 2010-го полностью посвящает себя живописи. Ярослав работает в традиционной технике лессировочного письма. Главным остается содержательное наполнение картин, переосмысление религиозного, философского, исторического опыта различных культур. В прошлом году участвовал в выставке, состоявшейся в Минске. Там же вышел каталог, в котором представлены работы троих живописцев: Ярослава Исачева, Василия Почицкого, Василия Лукина — и скульптора Виктора Минко. 

У Ярослава Александровича два сына. Старший — Александр — студент Белорусского национального технического университета, Андрей учится в 9-м классе. 

Всматриваюсь в работы Ярослава Александровича. С картин «Екклесиаст», «Спас», «Нефертити»… на меня смотрят все те же глаза. Это и есть тот самый код Исачева? Да. Это именно он.

P.S. Автор благодарит за помощь в подготовке очерка Наталью ИСАЧЕВУ и коллектив Речицкого краеведческого музея.


Фото автора, из личного архива Натальи ИСАЧЕВОЙ, архива газеты «Советская Белоруссия» и из альбома-каталога «Александр Исачев: живопись, миниатюра, графика, иконопись»
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter