Кино союзной национальности
22.06.2006 01:00:00
Наверное, первое, что приходит в голову современному белорусу при упоминании о белорусско-российских кинопроектах — это сериал “Каменская”, который полностью снимался в белорусских реалиях на базе Национальной киностудии “Беларусьфильм”. Именно этот многосерийный детектив заставил многих скептиков поверить в то, что техническое оснащение белорусской киностудии позволяет работать с такими широкомасштабными проектами. Уверены в этом и на самом “Беларусьфильме”.
— “Каменскую” можно считать своеобразным переломным моментом в развитии сотрудничества с зарубежными коллегами вообще и российскими в частности, — подтверждает директор студии “Летопись” Национальной киностудии “Беларусьфильм” Любовь Баталова. — Ведь совместная работа у нас велась и до этого, но именно результат “Каменской” помог сформировать положительный образ белорусов как надежных партнеров в киноиндустрии.
Наверное, кто-то сейчас улыбнется, мол, о каком сотрудничестве может идти речь, когда белорусская сторона в вышеназванном проекте была, так сказать, технической базой для съемок. Однако о малозначительности такой роли можно поспорить хотя бы потому, что кино — удовольствие не из дешевых, и своей возможностью предоставлять качественные и приемлемые по цене условия для производства кинопродукта следует, скорее, гордиться. Кроме того, сами россияне неоднократно положительно высказывались о работе в Беларуси.
— Множество хороших отзывов о своей работе получают технические работники “Беларусьфильма”, — продолжает Любовь Баталова. — В частности, российских коллег поражает уровень профессионального мастерства белорусов. Не вызывали нарекания оборудование и уровень тех услуг, которые предоставляет белорусская киностудия. Дело в том, что многие киностудии после распада Советского Союза просто развалились и утратили свои прежние позиции. “Беларусьфильм” же постарался не только сохранить все то, что было накоплено за советский период работы, но и по мере возможности постоянно обновлять материально-техническую базу. Кстати, сегодня особой популярностью у зарубежных производителей кино пользуются наши павильоны, в которых белорусские же сотрудники строят шикарные декорации.
Российские сериалы — это вообще отдельная глава в истории современного “Беларусьфильма”. Каждый год здесь снимается по 4, 5 и более многосерийных лент. Например, буквально только что съемочную площадку “Беларусьфильма” покинула московская группа во главе с режиссером Андреем Кавуном (“Марш Турецкого”,”Курсанты”) — они снимали новый сериал “Суд”. Частым гостем на белорусских съемочных площадках стал Дмитрий Астрахан. Он тоже недавно закончил снимать в Минске свой сериал “На свете живут добрые и хорошие люди”. Кстати, небезызвестных и полюбившихся многим российским и белорусским телезрителям “Курсантов” тоже отчасти снимали под Минском и в павильонах белорусской киностудии. По мнению директора фильма “Суд” Владимира Василевича (он же участвовал и в съемках “Каменской”), белорусы и россияне уже давно и прочно сработались и вполне довольны таким творческим союзом.
— Российские коллеги привлекают к работе не только белорусскую техническую составляющую, но и творческую, — комментирует Владимир Василевич. — Например, через “Суд” прошло более 200 актеров. Конечно, все основные роли (около 15) играли сами россияне, а вот массовка состояла сплошь из белорусов.
Кстати, история подобного сотрудничества помнит немало случаев, когда лица из “массовки” становились настоящими актерами. Например, пару лет назад минчанка Галина Гайдучик привела на съемочную площадку своего сына Георгия: сначала тот показался в “Каменской”, потом — в “Анастасии Слуцкой”, после чего на мальчика обратила внимание режиссер Рената Грицкова и пригласила его на одну из главных ролей в картине “Маленькие беглецы”. Как результат, сейчас новоиспеченный актер играет эпизодические роли в Минском театре юного зрителя, а недавно сыграл роль сына одного из героев в “Каменской-4”. Вот так рождаются кинозвезды!
Безусловно, в последнее время “сериальное” производство доминирует в белорусско-российских “киноотношениях”, однако на этом партнерство братских стран в области киноиндустрии не заканчивается. У нас множество совместных проектов в рамках как художественного, так и документального кино. Из последнего ряда, пожалуй, ярче всего выделяются именно документальные фильмы, потому как за годы белорусско-российского сотрудничества вырисовался четкий образ именно “нашего документального кино”.
— Так сложилось, что подавляющее большинство документальных фильмов, которые белорусы делают совместно с российскими коллегами, обращены к военной тематике, — рассказывает ведущий редактор документального кино “Беларусьфильма” Владимир Мороз. — В этом и есть наша специфика. Более того, на международной арене документального кино наш творческий союз известен именно благодаря военным картинам. Например, “Красный дьявол”, “Встреча на Эльбе” и другие фильмы снискали признание и множество наград на фестивалях различных уровней.
В то же время нельзя не признать, что подобные фильмы весьма специфичны: их не запускают в массовый кинопрокат, по телевидению “крутят” только по определенным датам. Это понимают и сами авторы, поэтому в последнее время появилась тенденция к поиску новых героев для документального кино — героев мирного времени. А значит, в российско-белорусском киносотрудничестве еще рано очерчивать какие-то рамки — многое еще только начинается.