Литературный музей Максима Богдановича в Минске нередко открывает двери необычным проектам: вот и в настоящее время под его крышей нашлось место сплаву живописи и этнографии — выставочному проекту белорусской художницы Светланы Ветровой «Колесо года».
«Колесо года»: авторский взгляд Светланы Ветровой на общеславянскую мифологию.
Сама выставка невелика — всего 12 ярких, любопытных работ, в которых проглядывает авторский взгляд на общеславянскую мифологию, календарный цикл из 12 месяцев года. Более любопытны встречи на полях проекта: в музей зачастили исторические реконструкторы, любители аутентичного пения на белорусском языке, этнографы и музыканты.
Серия работ Светланы Ветровой «Колесо года» представляет собой авторское переосмысление народных традиций, связанных с календарным циклом славян, она создавалась несколько лет и выходила в России лимитированным тиражом в виде календаря:
— Я изучаю славянскую мифологию, как реконструктор участвовала в России в нескольких празднованиях Ивана Купалы, и меня очень увлекла тема. Работу над этой серией начала около 5 лет назад и намеревалась действительно создать календарь. Мне бы хотелось, конечно, переиздать его в Беларуси, ведь у нас по деревням, по болотным хуторкам до сих пор живут народные традиции с веяниями язычества и соответствующая обрядовость. У нас удивительная в этом смысле страна, и российские любители этнографии часто приезжают сюда, путешествуют и общаются с теми, кто хранит традиции, составляющие наше нематериальное культурное наследие.
Для Литературного музея Максима Богдановича выставка стала своего рода экспериментом, призналась научный сотрудник Валентина Короткина:
— Тема этого проекта для нас тоже актуальная: отец поэта, Адам Богданович, был этнографом и фольклористом и собирал этнографические материалы. Сказки, легенды, мифы, сюжеты народных традиционных верований — все это в семье шло от бабушки, Розалии Казимировны, и вылилось в итоге в книгу Адама Егоровича «Пережитки древнего миросозерцания в Беларуси». И в данной выставке как раз фигурируют темы традиционных народных верований, которые Адам Богданович описывал, они также оказали влияние на поэзию Максима Богдановича. Так появился цикл стихов «В заколдованном царстве».
К СЛОВУ
В рамках выставки задумано четыре интерактивных проекта, в которых участвуют этнографы, исторические реконструкторы, музыканты и сама художница, которая является также специалистом по белорусскому ручному ткачеству и проведет свой мастер‑класс. Будут звучать аутентичные белорусские народные песни — в том виде и манере, какими они сохранились в деревнях и были зафиксированы этнографами. Эксперт белорусской кухни Алена Микульчик подготовит дегустацию блюд по старинным рецептам, а экс‑клавишник популярной группы Neuro Dubel Макс Ивашин — авторскую музыкальную программу.
ovsepyan@sb.by
Творческий эксперимент в музее Максима Богдановича
Художник крутит колесо
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.