Творческий эксперимент в музее Максима Богдановича

Художник крутит колесо

Литературный музей Максима Богдановича в Минске нередко открывает двери необычным проектам: вот и в настоящее время под его крышей нашлось место сплаву живописи и этнографии — выставочному проекту белорусской художницы Светланы Ветровой «Колесо года».

«Колесо года»: авторский взгляд Светланы Ветровой на общеславянскую мифологию.
ВИТАЛИЙ ПИВОВАРЧИК

Сама выставка невелика — всего 12 ярких, любопытных работ, в которых проглядывает авторский взгляд на общеславянскую мифологию, календарный цикл из 12 месяцев года. Более любопытны встречи на полях проекта: в музей зачастили исторические реконструкторы, любители аутентичного пения на белорусском языке, этнографы и музыканты.

Серия работ Светланы Ветровой «Колесо года» представляет собой авторское переосмысление народных традиций, связанных с календарным циклом славян, она создавалась несколько лет и выходила в России лимитированным тиражом в виде календаря:

— Я изучаю славянскую мифологию, как реконструктор участвовала в России в нескольких празднованиях Ивана Купалы, и меня очень увлекла тема. Работу над этой серией начала около 5 лет назад и намеревалась действительно создать календарь. Мне бы хотелось, конечно, переиздать его в Беларуси, ведь у нас по деревням, по болотным хуторкам до сих пор живут народные традиции с веяниями язычества и соответствующая обрядовость. У нас удивительная в этом смысле страна, и российские любители этнографии часто приезжают сюда, путешествуют и общаются с теми, кто хранит традиции, составляющие наше нематериальное культурное наследие.

Для Литературного музея Максима Богдановича выставка стала своего рода экспериментом, призналась научный сотрудник Валентина Короткина:

— Тема этого проекта для нас тоже актуальная: отец поэта, Адам Богданович, был этнографом и фольклористом и собирал этнографические материалы. Сказки, легенды, мифы, сюжеты народных традиционных верований — все это в семье шло от бабушки, Розалии Казимировны, и вылилось в итоге в книгу Адама Егоровича «Пережитки древнего миросозерцания в Беларуси». И в данной выставке как раз фигурируют темы традиционных народных верований, которые Адам Богданович описывал, они также оказали влияние на поэзию Максима Богдановича. Так появился цикл стихов «В заколдованном царстве».

ФОТОРЕПРОДУКЦИЯ ВИТАЛИЯ ПИВОВАРЧИКА

К СЛОВУ

В рамках выставки задумано четыре интерактивных проекта, в которых участвуют этнографы, исторические реконструкторы, музыканты и сама художница, которая является также специалистом по белорусскому ручному ткачеству и проведет свой мастер‑класс. Будут звучать аутентичные белорусские народные песни — в том виде и манере, какими они сохранились в деревнях и были зафиксированы этнографами. Эксперт белорусской кухни Алена Микульчик подготовит дегустацию блюд по старинным рецептам, а экс‑клавишник популярной группы Neuro Dubel Макс Ивашин — авторскую музыкальную программу.

ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter