"Белпочта" ратует за пересмотр лимитов по беспошлинному ввозу товаров в международных почтовых отправлениях
14.06.2017 20:14:23
Всего год с небольшим понадобилось, чтобы осознать: с введением определенных препон для пересылаемых в страну в международных почтовых отправлениях товаров для личного пользования все не так просто, как казалось. Проблем отечественных производителей мера не решила, зато ударила по целому ряду организаций, в том числе по почтовому ведомству. Впрочем, эксперты изначально предупреждали: в эпоху экономической глобализации нужно быть аккуратнее с локальными запретами — не факт, что они принесут пользу. Но, похоже, в очередной раз наломали дров. Почему же планы вошли в противоречие с действительностью?
Сейчас месячный порог беспошлинного ввоза товаров в международных почтовых отправлениях или при доставке экспресс–перевозчиками в адрес одного физического лица составляет 22 евро и до 10 кг общего веса — независимо от количества покупок. Если сумма больше, то придется заплатить таможенную пошлину в размере 30%, но не менее 4 евро за 1 кг. Данная норма вступила в силу 14 апреля 2016 года, отменив предыдущую — 200 евро и 31 кг соответственно. Аргументы приводились различные и вроде бы красноречивые. Мол, количество международных почтовых отправлений лавинообразно растет, причем товары в посылках для физлиц поступают не только для личного пользования, но и для перепродажи в коммерческих масштабах. Государство же от этого ничего не имеет, оценочная стоимость посылок намеренно занижается, а из–за доступности дешевого импорта страдают отечественные производители. Таможенники приводили статистику: хотя более 90% граждан страны в 2015 году вообще не получали международных посылок, многим тысячам адресатов они приходили регулярно — от 10 до 100 раз, при этом по сравнению с 2013–м количество коммерческих партий таких товаров увеличилось в шесть раз.
В общем, цель ставилась благая — притормозить коммерческий ввоз товаров под видом продукции для личного использования. Получилось ли? Само за себя говорит недавнее заявление заместителя министра антимонопольного регулирования и торговли Ирины Наркевич: лимиты на посылки из–за границы в перспективе могут быть пересмотрены. Пока неясно, повлияет ли на обсуждение вопроса озвученное ранее предложение Евразийской экономической комиссии выравнять лимиты на международные почтовые отправления из–за рубежа на территории ЕАЭС до планки в 200 евро и 31 килограмм с 1 января 2020 года. Требуется многое обсудить с бизнес–сообществом, представителями отечественных предприятий и другими заинтересованными структурами. В пресс–службе МАРТ подчеркивают: переговорный процесс еще в стадии развития и говорить хотя бы о предварительных результатах пока рано. Впрочем, общий посыл ясен: что–то надо исправлять.
Тем временем РУП «Белпочта» воочию видит, как изменилась ситуация с введением норм беспошлинной пересылки международных почтовых отправлений. На предприятии не скрывают: потери объемов оказания услуг по доставке зарубежных посылок существенные. Первый заместитель генерального директора Елена Скрипчик дает понять, что национальный оператор почтовой связи в сложившейся ситуации вынужден наблюдать, как растут прибыли у коллег из соседних стран:
— На территории государств — членов ЕАЭС, в частности Казахстана и Российской Федерации, товары, поступающие в международных почтовых отправлениях в адрес физических лиц, не облагаются таможенными платежами, если сумма в течение месяца не превышает 1.000 евро и вес отправлений менее 30 кг. Существенная разница в порогах беспошлинного ввоза привела к снижению объемов международных почтовых отправлений в 2016 году по сравнению с 2015 годом на 35%. При этом произошло развитие других схем доставки. Мы наблюдаем значительное увеличение количества товаров, поступающих в Беларусь через сопредельные государства — в частности, российские Брянск и Смоленск, — посредством различных фирм, предлагающих беспошлинную доставку.
Между тем в Восточной Европе Россия является крупнейшим рынком электронной коммерции, имея объем онлайн–продаж в сегменте около 19,9 миллиарда евро. Это четвертый по величине в этой сфере рынок Европы. И удивляться тут нечему: законодательство у нашей восточной соседки более либерально в отношении таможенного оформления товаров, приобретаемых физическими лицами, нежели у нас.
Надо сказать, альтернативные посредники между зарубежными интернет–магазинами и белорусскими покупателями появились сразу после публикации прошлогоднего Указа № 40, устанавливающего новые правила перемещения через таможенную границу ЕАЭС в нашей стране товаров для личного пользования. Первой во всеуслышание заявила о себе московская компания ShopFans, специализирующаяся на доставке зарубежной продукции россиянам. Жителям Беларуси было предложено воспользоваться для получения посылок из Китая, США и Европы адресом в Москве, где почтовые отправления переупаковывают и отправляют к нам обычной почтой. По российским, заметьте, лимитам, которые в разы выше белорусских. Схема проста и эффективна, поскольку в рамках Таможенного союза посылки беспрепятственно проходят через границу. Позже этому примеру последовали и другие компании. Кроме того, наши потребители приноровились получать зарубежные посылки в населенных пунктах по ту сторону белорусской границы. «Белпочта» же оказалась не у дел. И из страны уходила валюта на оплату услуг зарубежного посредника...
Так что изменилось? Дало ли нововведение какой–то толк? В почтовом ведомстве, ратующем сегодня за пересмотр лимитов, считают, что особо нет. Специалисты ссылаются на данные Белстата: удельный вес продукции белорусских производителей на потребительском рынке в 2016 году составил 65,9% (годом ранее — 69,8%), а за 3 месяца 2017–го — 65,3%. Где же обещанное возрождение интереса к отечественным товарам? Видимо, изменений в потребительских настроениях все же надо добиваться иными способами. А прежде чем принимать столь серьезные решения, думать, просчитывать варианты, советоваться, смотреть не на сиюминутную выгоду — на годы вперед. Исправлять ошибки всегда сложнее.
Сейчас месячный порог беспошлинного ввоза товаров в международных почтовых отправлениях или при доставке экспресс–перевозчиками в адрес одного физического лица составляет 22 евро и до 10 кг общего веса — независимо от количества покупок. Если сумма больше, то придется заплатить таможенную пошлину в размере 30%, но не менее 4 евро за 1 кг. Данная норма вступила в силу 14 апреля 2016 года, отменив предыдущую — 200 евро и 31 кг соответственно. Аргументы приводились различные и вроде бы красноречивые. Мол, количество международных почтовых отправлений лавинообразно растет, причем товары в посылках для физлиц поступают не только для личного пользования, но и для перепродажи в коммерческих масштабах. Государство же от этого ничего не имеет, оценочная стоимость посылок намеренно занижается, а из–за доступности дешевого импорта страдают отечественные производители. Таможенники приводили статистику: хотя более 90% граждан страны в 2015 году вообще не получали международных посылок, многим тысячам адресатов они приходили регулярно — от 10 до 100 раз, при этом по сравнению с 2013–м количество коммерческих партий таких товаров увеличилось в шесть раз.
В общем, цель ставилась благая — притормозить коммерческий ввоз товаров под видом продукции для личного использования. Получилось ли? Само за себя говорит недавнее заявление заместителя министра антимонопольного регулирования и торговли Ирины Наркевич: лимиты на посылки из–за границы в перспективе могут быть пересмотрены. Пока неясно, повлияет ли на обсуждение вопроса озвученное ранее предложение Евразийской экономической комиссии выравнять лимиты на международные почтовые отправления из–за рубежа на территории ЕАЭС до планки в 200 евро и 31 килограмм с 1 января 2020 года. Требуется многое обсудить с бизнес–сообществом, представителями отечественных предприятий и другими заинтересованными структурами. В пресс–службе МАРТ подчеркивают: переговорный процесс еще в стадии развития и говорить хотя бы о предварительных результатах пока рано. Впрочем, общий посыл ясен: что–то надо исправлять.
Тем временем РУП «Белпочта» воочию видит, как изменилась ситуация с введением норм беспошлинной пересылки международных почтовых отправлений. На предприятии не скрывают: потери объемов оказания услуг по доставке зарубежных посылок существенные. Первый заместитель генерального директора Елена Скрипчик дает понять, что национальный оператор почтовой связи в сложившейся ситуации вынужден наблюдать, как растут прибыли у коллег из соседних стран:
— На территории государств — членов ЕАЭС, в частности Казахстана и Российской Федерации, товары, поступающие в международных почтовых отправлениях в адрес физических лиц, не облагаются таможенными платежами, если сумма в течение месяца не превышает 1.000 евро и вес отправлений менее 30 кг. Существенная разница в порогах беспошлинного ввоза привела к снижению объемов международных почтовых отправлений в 2016 году по сравнению с 2015 годом на 35%. При этом произошло развитие других схем доставки. Мы наблюдаем значительное увеличение количества товаров, поступающих в Беларусь через сопредельные государства — в частности, российские Брянск и Смоленск, — посредством различных фирм, предлагающих беспошлинную доставку.
Между тем в Восточной Европе Россия является крупнейшим рынком электронной коммерции, имея объем онлайн–продаж в сегменте около 19,9 миллиарда евро. Это четвертый по величине в этой сфере рынок Европы. И удивляться тут нечему: законодательство у нашей восточной соседки более либерально в отношении таможенного оформления товаров, приобретаемых физическими лицами, нежели у нас.
Надо сказать, альтернативные посредники между зарубежными интернет–магазинами и белорусскими покупателями появились сразу после публикации прошлогоднего Указа № 40, устанавливающего новые правила перемещения через таможенную границу ЕАЭС в нашей стране товаров для личного пользования. Первой во всеуслышание заявила о себе московская компания ShopFans, специализирующаяся на доставке зарубежной продукции россиянам. Жителям Беларуси было предложено воспользоваться для получения посылок из Китая, США и Европы адресом в Москве, где почтовые отправления переупаковывают и отправляют к нам обычной почтой. По российским, заметьте, лимитам, которые в разы выше белорусских. Схема проста и эффективна, поскольку в рамках Таможенного союза посылки беспрепятственно проходят через границу. Позже этому примеру последовали и другие компании. Кроме того, наши потребители приноровились получать зарубежные посылки в населенных пунктах по ту сторону белорусской границы. «Белпочта» же оказалась не у дел. И из страны уходила валюта на оплату услуг зарубежного посредника...
Так что изменилось? Дало ли нововведение какой–то толк? В почтовом ведомстве, ратующем сегодня за пересмотр лимитов, считают, что особо нет. Специалисты ссылаются на данные Белстата: удельный вес продукции белорусских производителей на потребительском рынке в 2016 году составил 65,9% (годом ранее — 69,8%), а за 3 месяца 2017–го — 65,3%. Где же обещанное возрождение интереса к отечественным товарам? Видимо, изменений в потребительских настроениях все же надо добиваться иными способами. А прежде чем принимать столь серьезные решения, думать, просчитывать варианты, советоваться, смотреть не на сиюминутную выгоду — на годы вперед. Исправлять ошибки всегда сложнее.