Холст и жизнь
06.09.2008
Сейчас, похоже, творческая братия встрепенулась: в бьеннале захотели участвовать более 350 художников, но принято к выставке только около 200 работ. Уже есть «навеки обиженные» и «насмерть оскорбленные», но отбор — это и есть, замечу, живой художественный процесс. Равноправия в искусстве не существует.
По итогам бьеннале будет присуждено несколько премий. Первая премия — весьма неожиданная, оригинальная и действительно, простите за тавтологию, премиальная: предоставление возможности для персональной выставки в Москве (естественно, что этот город по–прежнему для творческой личности — авторитет и своеобразная Мекка). Остальные три премии — морального, если так можно сказать, качества: будут объявлены лучший портретист, лучший колорист и так далее.
Общее впечатление от бьеннале — сегодня в недрах мастерских белорусских художников рождается новое искусство, шокирующее и провокационное, но и обнадеживающее. С удовольствием отмечаешь также отличный ритм общей экспозиции, который удалось выстроить кураторам, — он соперничает по четкости чуть ли не с «Болеро» Равеля! Вы еще только разгадываете смысл огромной инсталляции солнца–оберега посередине зала, а огонь искусства, как из катапульты, запускает ваши глаза и мысли по кругу... Танцы с искусством? А интересный ход в эпоху постмодерна!
— Бьеннале — то есть выставка работ за последние 2 года — станет регулярным событием и будет стимулировать художников готовиться к нему заранее. Период спячки и анемии закончился! — председатель правления Белорусского союза художников известный график Владимир Савич настроен революционно. — Мои собственные впечатления? Интересно сравнить с только что закрывшейся выставкой из золотого фонда союза художников, провести параллели. Да, сегодня на холстах жесткость и формальность — но она понятна и оправданна. Если бы публика не увидела абстрактных картин, то, наверное, удивилась бы. Жизнь берет свое, никуда не денешься. У нас главная задача — чтобы художник и публика пошли в выставочные залы. И сейчас, кажется, движение началось.
— Я поддерживаю искусство от абсолютно формального до академического, то есть на все 360 градусов. Но с двумя условиями: в работах должны быть профессионализм и моральность, — Григорий Ситница, первый заместитель председателя союза, попытался четко определить позиции, по которым отбирались картины на бьеннале. — Поэтому некоторым, хотя и модным ныне, но заигравшимся в гламур художникам картины были возвращены. Когда искусство не моральное, то это уже не искусство. Но чем все–таки ценно бьеннале? Это чисто творческое соревнование. Да, закупок нет. Зато есть процентов на 80 срез современной художественной ситуации: что происходит в мастерских наших художников. Считаю, что сегодня белорусский художник выглядит весьма неплохо. У нас сохранилась колоссальная академическая школа. И какими бы мы ни были европейцами, как творцы мы по–прежнему белорусы.