Хмельное дело
25.10.2001
Пивовар ответит коротко: вода, ячменный солод и хмель... Без этого напитка не получится. О том, что наш ячмень только на комбикорм годится, уже написано изрядно. С водой все вроде бы понятно. А хмель? Его наши предприятия приобретают за рубежом - в Германии, Чехии, Украине. В год его завозится примерно 500 тонн. Для республики это внушительный объем. Особо впечатляет этот объем в денежном выражении - цена за одну тонну колеблется в пределах 5 тысяч долларов США.
Конъюнктура на хмелевом рынке складывается порой непредсказуемо. Естественно, наши пивовары при скудости валютных средств чувствуют себя не очень уютно. В связи с этим даже дилетанту ясно: хмель выгоднее выращивать на своей земле. И такая возможность доказана на практике. Но, к сожалению, растить хмель решились всего лишь в одном месте - недалеко от Малориты, на 22 гектарах хмельника, принадлежащих совместному белорусско-германскому предприятию "Бизон". Сегодня "Бизон" готов поставлять на внутренний рынок 10 - 12 тонн пригодного для пивоваров хмеля. Это лишь 2 процента от потребностей республики.
"Неужели при таком выгодном раскладе "Бизон" - единственный в Беларуси серьезный производитель хмеля? - допытываюсь у директора предприятия Валерия Антоновича. - Ведь его выращиванием может заняться любое хозяйство республики, расположенное в южных районах".
Директор соглашается. "Хмельным делом" он занимается уже больше десятилетия и был бы весьма рад появлению коллеги.
Странная на первый взгляд позиция на фоне законов рынка. Но мне объяснили: рыночного пространства на поле хмелеводства сегодня хоть отбавляй, а положение "одинокого воина" в этом поле для "Бизона" неудобно. В единственном числе он не вписывается органично в сложившуюся систему агропрома. Так что, появись у "Бизона" конкурент, он стал бы для него скорее собратом и соратником, чем соперником.
Почему же его нет? Ответ на этот вопрос дает история создания самого "Бизона", зеркально отражающая перипетии пивоваренного дела в республике. В 80-е годы, будучи директором колхоза "Малоритский", Валерий Антонович, видя толпы людей у пивных ларьков, решил избавить Малориту от дефицита разливного пива. В колхозе появился пивной цех, а в райцентре - колхозный пивбар. Вот тогда в Малорите и осознали ценность хмеля, который приходилось поначалу искать далеко за пределами республики. А потом стали выращивать сами, создав совместно с солодовенным заводом восточногерманского города Ландсберг малое предприятие "Бизон". Со временем пивной дефицит потерял свою актуальность, пиво в Малорите варить перестали. А хмель остался, составляя основную сырьевую базу для Брестского завода безалкогольных напитков, производящего пиво, и по сей день кормя 30 рабочих и служащих "Бизона", возглавляемого Валерием Антоновичем. Если разложить объемы производимого "Бизоном" сырья по годам, то будет заметен его скачкообразный характер. С 12 тонн сырья, полученных в 1998 году, производство упало до 4 тонн. В прошлом году вновь поднялось до прежней отметки.
Падение и взлет не случайны. Они отражают проблемы приживаемости культуры на белорусской земле. Поначалу, когда молодой посадочный материал, завезенный из Германии, давал хороший урожай, хмельной бизнес рос как на дрожжах. Но потом пошел на убыль. Хмель требует постоянной заботы, определенных материальных и трудовых затрат. В "Бизоне" это быстро поняли и сумели вернуть "расположение" этой культуры, призвав на помощь известных немецких растениеводов. К сожалению, кинувшимся в "хмельное дело" по примеру малоритчан другим хозяйствам области терпения и усердия не хватило. И теперь в ряде районов сиротливо стоят восьмиметровые бетонные столбы - хмелешпалеры, которые держали на себе буйно растущий хмель. Отсутствие опыта, погоня за сиюминутной выгодой - одна из причин того, что хмелеводство в республике, едва только зародившись, заглохло.
Увы, в существующем социально-экономическом укладе нашего хозяйствования, построенном по принципу: сегодня взял - завтра немедленно отдай, с такой культурой, как хмель, ничего не получится. Вот почему даже по прошествии 8 лет зарубежные учредители "Бизона" - хозяева завода в Ландсберге - не торопятся с дележкой прибыли. Большая часть заработанных денег по-прежнему идет на развитие - на приобретение техники, повышение агрокультуры, расширение посадочных площадей. Учитесь!
Из 22 гектаров, на которых установлены бетонные хмелешпалеры, культура высаживается только на 16. Руководство "Бизона" предлагает отечественным пивоваренным предприятиям: помогите, профинансируйте освоение пустующих площадей, как это делают мощные пивные концерны в той же Германии. Увы, желающих нет. И в этом еще одна причина того, что нашим заводам не хватает сырья. Снимать сливки - варить пиво и торговать им - белорусские пивовары умеют. Делать черновую работу, привыкнув к дорогостоящим сырьевым поставкам из-за рубежа, не научились. Может, в этом и вся их беда?
Конъюнктура на хмелевом рынке складывается порой непредсказуемо. Естественно, наши пивовары при скудости валютных средств чувствуют себя не очень уютно. В связи с этим даже дилетанту ясно: хмель выгоднее выращивать на своей земле. И такая возможность доказана на практике. Но, к сожалению, растить хмель решились всего лишь в одном месте - недалеко от Малориты, на 22 гектарах хмельника, принадлежащих совместному белорусско-германскому предприятию "Бизон". Сегодня "Бизон" готов поставлять на внутренний рынок 10 - 12 тонн пригодного для пивоваров хмеля. Это лишь 2 процента от потребностей республики.
"Неужели при таком выгодном раскладе "Бизон" - единственный в Беларуси серьезный производитель хмеля? - допытываюсь у директора предприятия Валерия Антоновича. - Ведь его выращиванием может заняться любое хозяйство республики, расположенное в южных районах".
Директор соглашается. "Хмельным делом" он занимается уже больше десятилетия и был бы весьма рад появлению коллеги.
Странная на первый взгляд позиция на фоне законов рынка. Но мне объяснили: рыночного пространства на поле хмелеводства сегодня хоть отбавляй, а положение "одинокого воина" в этом поле для "Бизона" неудобно. В единственном числе он не вписывается органично в сложившуюся систему агропрома. Так что, появись у "Бизона" конкурент, он стал бы для него скорее собратом и соратником, чем соперником.
Почему же его нет? Ответ на этот вопрос дает история создания самого "Бизона", зеркально отражающая перипетии пивоваренного дела в республике. В 80-е годы, будучи директором колхоза "Малоритский", Валерий Антонович, видя толпы людей у пивных ларьков, решил избавить Малориту от дефицита разливного пива. В колхозе появился пивной цех, а в райцентре - колхозный пивбар. Вот тогда в Малорите и осознали ценность хмеля, который приходилось поначалу искать далеко за пределами республики. А потом стали выращивать сами, создав совместно с солодовенным заводом восточногерманского города Ландсберг малое предприятие "Бизон". Со временем пивной дефицит потерял свою актуальность, пиво в Малорите варить перестали. А хмель остался, составляя основную сырьевую базу для Брестского завода безалкогольных напитков, производящего пиво, и по сей день кормя 30 рабочих и служащих "Бизона", возглавляемого Валерием Антоновичем. Если разложить объемы производимого "Бизоном" сырья по годам, то будет заметен его скачкообразный характер. С 12 тонн сырья, полученных в 1998 году, производство упало до 4 тонн. В прошлом году вновь поднялось до прежней отметки.
Падение и взлет не случайны. Они отражают проблемы приживаемости культуры на белорусской земле. Поначалу, когда молодой посадочный материал, завезенный из Германии, давал хороший урожай, хмельной бизнес рос как на дрожжах. Но потом пошел на убыль. Хмель требует постоянной заботы, определенных материальных и трудовых затрат. В "Бизоне" это быстро поняли и сумели вернуть "расположение" этой культуры, призвав на помощь известных немецких растениеводов. К сожалению, кинувшимся в "хмельное дело" по примеру малоритчан другим хозяйствам области терпения и усердия не хватило. И теперь в ряде районов сиротливо стоят восьмиметровые бетонные столбы - хмелешпалеры, которые держали на себе буйно растущий хмель. Отсутствие опыта, погоня за сиюминутной выгодой - одна из причин того, что хмелеводство в республике, едва только зародившись, заглохло.
Увы, в существующем социально-экономическом укладе нашего хозяйствования, построенном по принципу: сегодня взял - завтра немедленно отдай, с такой культурой, как хмель, ничего не получится. Вот почему даже по прошествии 8 лет зарубежные учредители "Бизона" - хозяева завода в Ландсберге - не торопятся с дележкой прибыли. Большая часть заработанных денег по-прежнему идет на развитие - на приобретение техники, повышение агрокультуры, расширение посадочных площадей. Учитесь!
Из 22 гектаров, на которых установлены бетонные хмелешпалеры, культура высаживается только на 16. Руководство "Бизона" предлагает отечественным пивоваренным предприятиям: помогите, профинансируйте освоение пустующих площадей, как это делают мощные пивные концерны в той же Германии. Увы, желающих нет. И в этом еще одна причина того, что нашим заводам не хватает сырья. Снимать сливки - варить пиво и торговать им - белорусские пивовары умеют. Делать черновую работу, привыкнув к дорогостоящим сырьевым поставкам из-за рубежа, не научились. Может, в этом и вся их беда?