В стране 620 организаций работают в сфере туризма, но 471 компания - исключительно выездного

Хлопоты о душе нашего города

Генеральный секретарь Всемирной туристской организации Талеб Рефаи, недавно выступая в Минске, спрогнозировал: поток туристов в Беларусь с каждым годом будет только расти. Прошедший чемпионат мира по хоккею доказал прежде всего самим нам: радушно встретить гостей умеем, возможности есть. Увы, картина нынче не столь оптимистичная. Толп приезжих мы не наблюдаем. Какой может быть туристическая ниша белорусской столицы? В чем преимущество Минска перед другими городами и чего ему пока еще не хватает, в конференц–зале «СБ» обсуждали заместитель председателя Мингорисполкома Игорь КАРПЕНКО, начальник ГУ «Управление бытового и гостиничного обслуживания населения Мингорисполкома» Юрий НАТЫЧКО, директор КУП «Бизнес–центр «Столица», в чьем управлении находится ряд минских гостиниц, Борис КРИЦКИЙ и главный редактор туристического портала HOLIDAY.BY Денис БЛИЩ.



«СБ»: Давайте начнем с цифр. Насколько Минск популярен среди туристов, деловых людей? Сколько в среднем в год к нам приезжает гостей?

Игорь КАРПЕНКОИ.Карпенко: В прошлом году было более 76 тысяч человек. Но это статистика только по организованным группам. Большинство из России — около 77%. Объем экспорта туруслуг по Минску в 2014–м составил более 125 млн. долларов, что на 10,5 процента больше, чем за 2013–й. Удельный вес столицы в масштабах страны при этом — 50%. А вообще, минские гостиницы приняли более 500 тысяч гостей.

«СБ»: По вашему мнению, насколько показательна эта цифра?

И.Карпенко: Это в общем–то не так много, как хотелось бы. Мы знаем немало государств, где вклад туризма в экономику достигает 40% от всего объема экспорта товаров и услуг. Например, Израиль. Но там в отличие от нашей страны теплый климат и есть свое море, что для массового туриста привлекательнее всего. Хотя, когда общаешься с представителями ряда стран дальнего зарубежья, понимаешь: для них наши леса, озера, болота — тоже своего рода экзотика. Немало и тех, кого интересует возможность отдохнуть и оздоровиться в наших санаториях.

Д.Блищ: Да, с каждым годом туристов все больше. Мне как человеку, живущему возле «Минск– Арены», это особенно заметно. Но увеличению их числа мешает, скажем так, ряд барьеров, которые усложняют посещение нашей страны. Минск еще далеко не исчерпал свой туристический потенциал. Но к нам едут либо слишком настойчивые люди, либо по какой–то необходимости. По бизнесу, например. Ведь самый первый и самый больной вопрос — виза. Для западных туристов это лишние проблемы. Им проще провести выходные в безвизовых для них Польше или странах Балтии. Хотя белорусов процесс получения шенгенской визы почему–то не останавливает. Что касается массового наплыва россиян, то это только потому, что у нас с ними открыта граница. Гостей с западной стороны в таких условиях, уверен, было бы не меньше.

«СБ»: Многие приезжие отмечают: Минск — город аккуратный, очень чистый, но скучноватый. В чем наше преимущество перед другими европейскими столицами? Чем удивляем гостей?

И.Карпенко: Есть один очень важный момент. Минск — город спокойный и безопасный. Иностранцы этому очень удивляются. Никого не надо предупреждать, как в Мексике или Эквадоре, где я недавно побывал, что передвигаться по городу лучше как минимум вдвоем, а вечером из гостиницы выходить нельзя вообще.

Денис БЛИЩД.Блищ: Тем, кто здесь живет, трудно судить, у них, как говорят, глаз замыливается. Я люблю Минск как родившийся и выросший здесь. Но если его сравнивать с другими городами мира, то есть ощущение, что он несколько бледноват. Хотя, по большому счету, у него нет каких–то явных недостатков. Но и особо ярких преимуществ тоже нет. Я вот сижу и думаю о Вильнюсе. Это самая близкая к нам столица соседнего государства. Это, как и Минск, город на один день. Но туда постоянно почему–то ездит очень много белорусов. Я в том числе. Не беру в расчет тех, чья цель — шопинг. Просто на выходные — расслабиться, отдохнуть от дел, погулять по улицам, недорого поесть. Если бы нам удалось сделать так, чтобы оттуда к нам ехало столько гостей, мы были бы просто счастливы. А у нас до сих пор даже пешеходной улицы нет со своей атмосферой, хотя об этом говорится уже много лет.

И.Карпенко: Надо признать, что решение в свое время сделать улицу Карла Маркса пешеходной было в определенном смысле искусственным. Мы туда вкладывали немалые средства из бюджета. Приглашали самых разных артистов. Кто–то соглашался выступать за меньшую плату, кто–то за большую, а кто–то — бесплатно. Нас при этом жильцы близлежащих домов завалили обращениями: гулянья мешают им отдыхать, мешают спать! Убрали. Пошли другие претензии: зачем убрали? На мой взгляд, Верхний город, куда туристов привозят автобусами, в этом отношении более примечателен. Он сейчас очень преобразился. Там много разных закуточков, улочек. Где могут проходить какие–то перформансы, выступать музыканты... Недавно показывали сюжет, как молодые артисты выступают в подземных переходах. Зачем? Приходите и выступайте в Верхнем городе, разрешение дадим всем желающим.

Д.Блищ: Там действительно красиво, но дворики–то пустые, в них нет ни души.

И.Карпенко: Поэтому мы сегодня хотим задать вопрос, скажем, владельцам ресторана «Гамбринус»: если на таком бойком месте торгуете, то почему не прилагаете усилий, чтобы удержать там туриста? Не одеваете официантов в особую антуражную форму, например? Многие думают так: город вложит свои деньги, искусственно создаст пешеходную улицу, нагонит туда артистов, а мы будем этим пользоваться: продавать чай по 80 тысяч рублей за чашку и делать бизнес.

«СБ»: Как поднять интерес к Минску туристическому? Давайте поговорим о конкретных шагах.

И.Карпенко: Недавно мы проводили «круглый стол» и заседание городского совета по туризму со всеми заинтересованными и задали участникам следующий вопрос: что нужно от городских властей, чтобы максимально активизировать работу по развитию въездного туризма? Одно из частных пожеланий — парковка для автобусов в центре. Мол, туристов даже негде вывести пообедать. Проблема есть. Этот момент мы учтем уже при реконструкции стадиона «Динамо». Хотим там создать систему точек быстрого питания, а рядом стоянку на 4 — 5 автобусов. Но главное предложение, которое прозвучало: создавать такие объекты, которые бы стабильно позволяли задерживаться туристам более чем на 2 дня.

Ю.Натычко: Нынче же, согласно нашему анализу, задерживаются примерно на 2,4.

И.Карпенко: Памятников истории и архитектуры, как в странах Западной Европы, в Минске особо и нет. Наш город, с одной стороны, вроде бы древний, а с другой — очень молодой. Потому что практически заново отстраивался после Великой Отечественной войны. И то, что мы пытаемся восстановить и восстанавливаем из архитектуры прошлых веков — Верхний город, гостиницу «Монастырскую», каретную мастерскую, Ратушу, — это только часть общей программы. Но все это можно осмотреть буквально за час.

«СБ»: Так, может, стоит делать акцент на так называемую непознанную Беларусь — особенности культуры, традиции, кухня, красота нашей природы? А Минск останется чем–то вроде логистического центра, откуда будут начинаться все туристические маршруты в глубинку.

Б.Крицкий: Минск может и должен быть таким центром. Но если меня интересует только Ружанский замок или Беловежская пуща, ехать в Минск нет необходимости. Я другое предлагаю: пакеты познавательного плана продавать вместе с бизнес–услугами. Мы начали этим активно заниматься только в четвертом квартале прошлого года. Рассчитывать на то, что сейчас в Минск будут приезжать массово исключительно с туристическими целями, например, японцы, на мой взгляд, сложно.

И.Карпенко: Поэтому и достопримечательности могут быть задействованы для приема гостей, приехавших в Минск с деловыми целями или, скажем, для лечения.

Борис КРИЦКИЙБ.Крицкий: Только один нюанс: в рабочее время практически никто из деловых людей экскурсиями не интересуется. Их день расписан по часам и по минутам. Не надо строить иллюзий, будто гость приехал по делам, провел переговоры, подписал контракт — и отправился отдыхать. Для отдыха он выкраивает отдельное время. Но если гости остаются на выходные, к чему мы стремимся, то мы, как правило, предлагаем им посетить оперный театр. Или поехать в Мирский и Несвижский замки. Хотя деловой туризм — это действительно наша ниша, которая при грамотном подходе даже без осмотра достопримечательностей может принести серьезный доход. Свежий пример. Во Дворце Независимости, как раз напротив нашего комплекса «Виктория», проходил саммит «нормандской четверки». Номера в обеих гостиницах были заняты на 96%. Поэтому в Минск необходимо завлекать всевозможные конгрессы, конференции, конкурсы, фестивали и форумы. А для этого нужен четкий, отработанный до автоматизма механизм взаимодействия всех заинтересованных предприятий, организаций, фирм и госструктур. Что и даст нам реальную возможность поставить этот вид бизнеса на самую настоящую промышленную основу.

И.Карпенко: Любой гость, приехавший в нашу страну, — это наши доходы, валюта, развитие сферы услуг. Наша цель — проводить как можно больше таких международных мероприятий. Например, международный туристический конгресс. У нас в этом плане есть свои преимущества, на которых можно и нужно акцентировать внимание. Минск — город компактный, объекты расположены недалеко друг от друга. Нет больших пробок... А значит, мы избавляем участников от долгих переездов. Другая ниша — туризм событийный. Минск в этом году уже принял и еще примет 27 международных спортивных мероприятий. Для города это — наполняемость гостиниц, загрузка общепита и множество других услуг для участников и болельщиков. Скажем, мы с интересом, хоть это было и внепланово, откликнулись на возможность проведения молодежного чемпионата по уличному баскетболу 3х3. Международная федерация уже осмотрела имеющуюся у нас в городе инфраструктуру, она их полностью устраивает. Организаторы высказали пожелание: чтобы мы параллельно организовали фестивали творчества молодежи, выступления скейтбордистов, брейк-дансеров, других представителей стрит–субкультур. Не стоит забывать и о проведении культурных мероприятий, таких как кинофестиваль «Лiстапад». Событийный туризм может быть связан с празднованиями Дня Победы, Дня Независимости, парадом, гуляньями во время Дня города. Вот уже несколько раз к нему приурочивали масштабную историческую реконструкцию. Думаю, ее нужно перевести в разряд некоего постоянно действующего фестиваля.

Д.Блищ: Плохо, когда наступает кризис, когда нет достойных событий — мы останемся без туристов. Все же считаю, что наша ниша — это город выходного дня, куда ездят отдохнуть и потратить деньги. Вот тогда бы у турбизнеса была действительно хорошая основа.

Б.Крицкий: Но чем больше таких событийных мероприятий, тем больше узнают о Беларуси, тем больше в перспективе туристов к нам приедет по поводу и без...

«СБ»: Сарафанное радио — это хорошо. Но его явно недостаточно. Что делается для того, чтобы о Беларуси больше знали за рубежом?

И.Карпенко: Чтобы к нам потянулись туристы, информация о Беларуси должна быть как минимум в аэропортах, на вокзалах и в других местах массового нахождения жителей ближайших стран. Но здесь мы столкнулись с одним нюансом. Продвигать за рубеж рекламу через наш инфоцентр мы не можем. Могут только частные компании. Но всегда ли у них есть на это необходимые средства или попросту желание?

Д.Блищ: Зачем, когда есть интернет? Все берут интересующую их информацию именно там. Можно нанять человека или компанию, которые будут работать над продвижением Минска как города, привлекательного для туристов, в социальных сетях. Это проще и дешевле. Кстати, все красивые рекламные ролики о Минске созданы частными лицами.

Б.Крицкий: Я не могу с вами согласиться. На презентациях в Варшаве, в Токио мы показывали сделанные нами же фильмы о Минске. Ролики пошли на ура.

И.Карпенко: Была бы интересная идея, а профинансировать мы ее готовы. Например, наши Минские телевизионные информационные сети хотят создать исторический ролик для показа туристам в Ратуше — как часть экскурсии по Верхнему городу, для погружения, так сказать, в атмосферу Минска исторического...

Б.Крицкий: По поручению администрации города мы были в командировке в Японии по вопросам, связанным с проведением у нас будущей осенью энергетического конгресса, участие в котором примут представители 150 стран. В посольстве встретились с единственной компанией, выразившей желание возить туристов в Беларусь. Но в ее рекламном буклете о нашей стране только две строчки. И гостиниц указано только две. Вопрос грамотной рекламной кампании в отдельно взятой стране оценили в 60 тысяч евро. Кстати, что касается Азии. Мы надеемся, что интерес к Беларуси, причем не только деловой, после запуска авиарейса Пекин — Минск — Будапешт появится у китайских туристов.

И.Карпенко: В прошлом году Мингорисполком подписал с Белтелерадиокомпанией договор, касающийся вещания канала «Беларусь 24». Город выделил на это деньги. И поставил задачу: показывать туристическую привлекательность Минска. По всем направлениям: бизнес, культура, спорт...

Б.Крицкий: Ожидать мгновенной отдачи от рекламы не стоит. И тешить себя иллюзиями, что если ты сегодня потратил энную сумму, то завтра будет результат, тоже. Но если давать рекламу, то делать это агрессивно, убедительно, а самое главное — постоянно. Она должна быть нацелена на определенную аудиторию.

И.Карпенко: Но о Беларуси в мире знают благодаря не сотням бигбордов в Москве, а больше успехам Дарьи Домрачевой, саммиту «нормандской четверки»...

«СБ»: Прошлогодний чемпионат мира по хоккею в плане узнаваемости нам помог?

И.Карпенко: Он и сегодня играет на наш имидж. Маленький штришок. Когда мы обсуждали возможность проведения в Минске чемпионата по уличному баскетболу, представители международной федерации, учитывая, что мы на высоком уровне провели хоккейный турнир, сняли пункт регламента об обязательной денежной гарантии — то есть страховки чемпионата.

Б.Крицкий: Надо признать, что мы, проведя этот чемпионат, скажем так, сняли пелену с глаз. Оказывается, мы можем все! В нашем гостиничном комплексе — в обеих «Викториях» — проживали 6 команд спортсменов и сопровождающих их служб. А в «Виктории–Олимп» располагались официальные делегации. Мы за все время чемпионата не получили ни одного нарекания с их стороны. Наоборот, слышали только слова благодарности.

Д.Блищ: Чемпионат будто создал для меня атмосферу праздников города, которые проходили в летнее время в конце 1990–х — начале 2000–х. Понравилась доброжелательность всех ко всем. Даже живя в 200 метрах от «Минск–Арены», я не чувствовал никакого дискомфорта от шумного веселья болельщиков.

«СБ»: Кроме того, благодаря хоккею в городе появилось достаточно много гостиниц. Понятно, во время чемпионата они были переполнены, но сейчас вроде как пустуют. Кстати, сколько их у нас?

И.Карпенко: Сегодня гостиничная сеть Минска насчитывает 45 отелей на 9,5 тысячи мест. Четыре — пятизвездочных, пять гостиниц «четыре звезды», четырнадцать — «три». Пять отелей имеют категорию «две звезды» и 17 гостиниц без категории. При этом в 2014 году к чемпионату мира было введено 14 гостиниц на 4.348 мест.

Б.Крицкий: Развивая въездной турбизнес, можно идти двумя путями. Можно сначала создавать привлекательный для туристов продукт, а потом под рост потока строить гостиницы. Но это трудоемкий процесс и небыстрый. А можно наоборот, как мы сделали. Что гораздо эффективнее. Так что не надо говорить, что у нас телегу поставили впереди лошади.

Юрий НАТЫЧКОЮ.Натычко: По количеству гостиничных мест на тысячу человек населения мы сегодня приближаемся к показателям Варшавы, Вильнюса. Правда, пока еще не дотягиваем до уровня Москвы... Такое количество гостиниц — это однозначно наше преимущество. Еще три года назад мы не могли провести ни одного мало–мальски крупного международного мероприятия, чтобы не испытывать проблем с расселением участников и гостей. Сейчас этот вопрос решен. Причем гостиницы у нас самой разной «звездности». Это тоже плюс.

Б.Крицкий: Надо понимать, что у каждого из гостей — свой статус. Спортсменам необходимы гостиницы одного класса, для приемов на высшем уровне — другого. Биатлонист не будет жить в пятизвездочном отеле. Но другое дело, когда к нам года два назад приезжали баскетболисты из Англии: их требование было, чтобы отель был не менее «4 звезд». А кровати — не менее трех метров в длину по диагонали. И обед соответствующий.

Д.Блищ: Но почему цены на номера у нас такие высокие?

Ю.Натычко: По сравнению с чем?

Д.Блищ: Со всеми столицами соседних с нами стран. Разве только в Москве цены выше.

Ю.Натычко: Так или иначе, мы сегодня имеем реально снижение тарифов на проживание в гостиницах. Этого нельзя не заметить.

И.Карпенко: Я изучал предложения гостиниц к чемпионату по уличному баскетболу. Так вот в «Виктории–Олимп» номера без питания стоят по 46 евро в сутки. А с учетом того, что заселение ожидается групповым, гостиница дает цены со скидками. Это я к тому говорю, что у отелей сегодня есть возможность гибко реагировать на спрос. Ко всему прочему, мы предлагали туроператорам заключить договоры, которые бы предусматривали определенную систему льгот, понижающих тарифов... А еще в Минске есть хостелы, есть частный рынок жилья. Причем там тоже можно заблаговременно заказывать места.

Д.Блищ: Открываю сайт гостиницы «Виктория–Олимп». Суббота. Всего два гостя. Номера предлагаются по 82 доллара за ночь с каждого. Согласитесь, это немалая сумма. Гостиница у вас хорошая, спору нет. Но цены...

Ю.Натычко: А что мешает вам как рядовому туристу, не претендующему на суперкомфорт, разместиться в двухзвездочной гостинице?

Д.Блищ: Недалеко от моего дома в Веснянке такая работает. Так там окна все время темные. И на парковке пусто. Это показатель.

Б.Крицкий: Там шторы плотно закрывают окна. Пора бы к этому привыкнуть.

Ю.Натычко: Но в любом случае я вам отвечу, что эта гостиница одна из лучших в городе по заполняемости. Она привлекательна и по своему расположению, и по ценовому фактору. Там размещение в одноместном стандартном номере стоит в сутки всего 20 долларов в эквиваленте. Без завтрака.

Д.Блищ: Это хорошая цена.

Ю.Натычко: Вообще же средний процент заполняемости гостиниц в Минске в 2014 году — 50. Цифра в целом неплохая. Есть прирост посещаемости — около 13,3%. Но гостиничный фонд при этом вырос почти в 2 раза. Здесь возникла определенная диспропорция, которая с течением времени будет выправляться. Хотя надо понимать, что гостиницы не должны иметь загрузку 100% — это катастрофа. Номера ведь необходимо постоянно ремонтировать, улучшать. Поэтому и 60% — это очень хорошо.

Б.Крицкий: С нового года в связи с кризисом и изменением курсов валют практически все гостиницы попали в непростую ситуацию. Когда были серьезные потоки туристов, когда была выстроена цепочка отношений, когда заполняемость доходила до 55 — 60%, у нас и штаты персонала были подобраны под эти объемы. А кроме того, сформированы все издержки по энергетике, по питанию и так далее. Когда же резко просели цены, укомплектованный под пиковые нагрузки штат оказался невостребованным. Сейчас в среднем заполнено лишь 18 — 19% номеров. Я согласен, цены можно опустить. Но где гарантия, что люди станут чаще приезжать? Такого, чтобы снижение цен напрямую влияло на увеличение туристических потоков, не бывает. Гостиничный комплекс «Виктория» сегодня самый крупный в стране. В прошлом году мы приняли 67 тысяч гостей. Но теперь смотрите, при 32–процентной заполняемости гостиниц мы имеем нулевую рентабельность. И только лишь при 45% выходим на прибыль.

Ю.Натычко: Определенные трудности наши гостиницы почувствовали еще в ноябре прошлого года, когда начали наблюдать снижение потока туристов из России. В октябре предсказуемо пошел процесс бронирования отелей на новогодние и рождественские праздники, с середины ноября от части забронированных мест стали отказываться... Сейчас, если посмотреть цифры по марту, ситуация стала несколько улучшаться.

И.Карпенко: Борис Владимирович, а если к вам, допустим, обратится турфирма с предложением разместить группу туристов 30 — 40 человек, вы сможете найти варианты и предложить им цены со скидками?

Б.Крицкий: Без всяких сомнений. Более того, если группы туристов нам дадут загрузку 40 — 45%, то даже по тарифам ниже максимальных мы будем иметь рентабельность. Естественно, мы пойдем навстречу. 50–процентную скидку от тарифа при заселении предоставляем и тем гостям, которые приехали к нам на выходные. Чтобы приезжали не только из–за рубежа, но и из других наших городов.

И.Карпенко: И мы здесь готовы предоставить определенные бонусы. Например, дать скидки для группы туристов на билеты в цирк, аквапарк. Если группа остается с ночевкой — еще какие–то преференции.

Д.Блищ: Кстати, в вашей «Виктории» на booking.com высокие рейтинги — 8,6.

Ю.Натычко: Если мы берем тот самый букинг и берем гостиницы в целом по городу Минску, то до определенного этапа средний рейтинг колебался в районе 7. Но после проведения чемпионата мира по хоккею поднялся до 8,5 и 8,6 из 10.

И.Карпенко: Не надо забывать такой немаловажный момент. Проблемы туризма мы обсуждаем не в самый успешный год для мировой экономики, что не может не отразиться на туристической отрасли. Понятно, что работать надо в любой ситуации...

Б.Крицкий: После спада обычно начинается подъем. К этому надо готовиться. Но оживление гостиничного бизнеса достигается либо естественным образом вслед за оживлением в экономике, либо в результате каких–то планомерных действий.

И.Карпенко: В сфере туризма в стране работают 620 организаций. Но при этом 471 компания занимается исключительно отправкой наших соотечественников за рубеж. Я не говорю о том, что нашим гражданам не надо выезжать к морю на отдых или совершать туристические поездки в другие страны. Но если мы вывозим валюту из страны, то каким–то образом нужно развивать и въездной туризм. Чтобы иметь какой–то более взвешенный баланс. В Китае установлена довольно–таки жесткая система работы. Если ты вывез, условно говоря, 500 туристов, то будь добр ввези столько же. В этом плане могу привести пример, на мой взгляд, вполне успешного начала работы нашего аквапарка. У них уже есть примерно 16 зарубежных туристических компаний, с которыми они плотно работают. Прежде всего с нашими соседями — Смоленской и Псковской областями, откуда автобусами привозят организованные группы... Но представители нашего бизнеса мне так и не ответили, что же нужно для того, чтобы они стали больше заниматься въездным туризмом. Для их стимулирования мы пошли на то, чтобы вообще отменить НДС, ваучеры, лицензии. Упростили процесс создания фирм... Увы, всплеска посещаемости ни Минска, ни Беларуси не увидели.

Д.Блищ: Как хотите, но если бизнес чувствует, что на этом можно хорошо заработать, он привезет хоть миллион туристов. А раз не ввозят, значит, такой уверенности нет.

И.Карпенко: Но когда я, к примеру, как заместитель председателя Мингорисполкома еду на международный туристический форум и предлагаю представителям туркомпаний поехать со мной в расчете, что там я их познакомлю с местными турагентствами, знаете, что они говорят в ответ? Что это дорого и они не знают, даст ли эта поездка какой–то реальный эффект. Не понимаю, вы же бизнесмены, вы же должны использовать все имеющиеся возможности. А они есть. Поэтому, уверен, главное, что должны вынести из нашего разговора субъекты туристской деятельности, которые прочтут материал: мы открыты к конкретному диалогу!

vlast@sb.by

deu@sb.by

Советская Белоруссия № 75 (24705). Среда, 22 апреля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter