Как я работала стюардессой. Заметки из авиарейса (Часть 1)
08.11.2012 13:42:35
До 15 ноября Национальная авиакомпания «Белавиа» проводит конкурсный отбор кандидатов на должность бортпроводника среди молодых людей 20–28 лет. Главные требования – отменное здоровье (нужно пройти врачебную летно-экспертную комиссию), знание английского, приятные внешность и умение работать в команде. Мечта временно сменить профессию и стать стюардессой до последнего казалась мне несбыточной.
«Это нереально, я пробовала пару лет назад, но добилась только интервью с борпроводником», – делилась опытом коллега. Времена поменялись или мне повезло, но Национальная авиакомпания «Белавиа» одобрила мои намерения даже быстрее, чем я предполагала: с момента задумки репортажа до его воплощения прошло меньше недели. И вот я уже закреплена за экипажем рейса № 983 в качестве бортпроводника-стажера...
Блузка без рюшей, туфли без шпилек
Наталья советует обуть туфли на устойчивом невысоком каблуке: дефилировать по авиасалону на шпильках будет крайне неудобно. Но меня больше волнует униформа, найти которую в службе бортпроводников за день до рейса не удалось. Мне предложили надеть черный строгий костюм – возможны классические брюки со стрелками или прямая юбка до колена – пиджак и белую рубашку без рюшей и воланов.
– Повяжем утром голубой галстук или шейный платок – и вы ничем не будете отличаться от нас, – обещает инструктор. Уже на следующий день, отработав стажером в авиарейсе, я пойму: наличие красивой униформы – дело десятое. Но в предполетный вечер я старательно выглаживаю костюм и по телефону принимаю напутствия от коллег. Пренебрегая при этом советом Натальи – выспаться: «По инструкции у бортпроводников и пилотов должен быть обязательный восьмичасовой отдых перед полетом. Вам тоже нужно выспаться: у бортпроводника должны быть бодрое настроение, свежий вид и никаких мешков под глазами».
День начинается в три часа ночи
Нас довозит водитель редакции, бортпроводники приезжают на своих автомобилях. Иногда, чтобы успеть, бортпроводнику приходится взять такси: доехать из Минска до аэропорта стоит около 250 тысяч. Дорого, пятая часть от того, что можно заработать за рейс!
– Если человек влюблен в свою работу, он не считает денег и сделает все, чтобы успеть к вылету, – говорит бортпроводник Сергей Шайковский, за плечами которого более 20 лет стажа, и в этот рейс мы полетим вместе. – Случайных людей в этой профессии нет.
Я удивляюсь, как при таком сложном графике она успевала справляться с семейными делами. Ведь если вылетаешь в три часа ночи, завести ребенка в садик и сварить на обед борщ уже не получается… Неужели все делал муж?
– Муж тоже работал в авиации, пилотом, – улыбается Ольга. – У нас семья вся такая: мой отец был военным летчиком и все детство развлекал меня тем, что водил показывать истребители. Другого пути у меня не было – только в небо. А ухаживать за детьми и домом помогали бабушки, без них в моей профессии я не смогла бы чувствовать себя спокойно.
Поступить в аспирантуру было проще
От увлекательных историй меня отрывает Наталья: обязанности бортпроводников расписаны по минутам. Дальше все происходит очень быстро. Сто вещей, которые должна не забыть сделать опытная стюардесса, с трудом укладываются у меня в голове. На КПП – проверить по бумагам количество пассажиров и аптечек, пройти медицинский контроль врача, провести предполетный брифинг, на котором старший бортпроводник распределяет зоны ответственности между коллегами, а они в свою очередь четко называют обязанности. Напоследок Наталья кладет передо мной талмуд толщиной в пол-ладони, его каждый бортпроводник должен знать наизусть. Кажется, поступить в аспирантуру было проще.
Раздавать конфеты – тоже искусство
На рейсе № 983 «Минск – Москва» работают шесть бортпроводников, включая меня. Ольга отвечает за питание, Ванда – за двери, Людмила – за грузы и почту, Сергей встречает пассажиров, а Наталья как старший бортпроводник отвечает вообще за все. Не исправна лампочка, спинка кресла не фиксируется вертикально, не работает кипятильник – все неполадки нужно увидеть до начала полета и устранить неисправности, вызвав техника. В обязанностях бортпроводника – проверить чистоту в салоне и туалете: самолет убирают после каждой посадки уборщики. А еще доложить обстановку командиру экипажа. Мне остается только наблюдать, как сплоченно работают мои коллеги: у стажера, который летит в первый раз, нет номера и зоны ответственности. Но в эти минуты я отчетливо понимаю, что бортпроводник – это не официант на борту, хотя накормить пассажиров входит в его обязанности. Это человек, который отвечает за безопасность людей, а это важнее сервиса.
Но вот в салоне появляются первые пассажиры – сегодня в Москву летят 36 человек. Мне поручают самое легкое – раздать конфеты перед началом вылета. Ольга Ревяко обучает меня этому нехитрому делу в хвосте самолета, и в ее исполнении оно мне кажется сущим пустяком – так грациозно она управляется с подносом. – Главное – не забыть перекладывать поднос из руки в руку, когда предлагаешь конфеты пассажирам левого и правого ряда, – напоминает она мне.
«Угощайтесь, пожалуйста, конфетами», – с этой фразой и искренней улыбкой нужно обратиться к каждому пассажиру. Но в голове только одна мысль – не ушибить бы кого этим подносом….
Мария ЗУБКОВА, фото Полины ГРАДСКОЙ, «ЗН»
Куда отправляются забытые в самолете айфоны, почему пассажиру может не хватить сэндвича и как утихомирить любителей принять на грудь во время полета – читайте в следующем номере.
Благодарим Национальную авиакомпанию «Белавиа» и Национальный аэропорт «Минск-2» за содействие в подготовке репортажа.