Как воевали звезды советского кино
26.08.2014 10:22:00
Никулин, Папанов, Этуш, Гердт, Глузский, Смоктуновский… Этих актеров объединяет не только популярность среди любителей кино и театра, но и участие в Великой Отечественной войне. Самые страшные страницы истории нашей страны вписаны в биографии многих советских звезд экрана. "РГ" вспоминает наиболее известных фронтовиков-актеров.
В титрах не значились
Серьезным ранением в том 1942-м (только под Луганском) закончилась война и для Михаила Пуговкина, который в своем дебютном киноэпизоде - в роли купца-плясуна в фильме "Дело Артамоновых" - закончил сниматься аккурат 21 июня 1941-го. Уже через два дня юный актер (ему тогда немного не хватало до 18 лет) добровольно отправился на фронт.
Борис Битюков, который запомнился, в частности, ролями Петровича в картине "Я шагаю по Москве" и красного командира в "Железном потоке", к началу войны являлся актером вспомогательного состава труппы знаменитого Камерного театра у Таирова, Иннокентий Смоктуновский - статистом Красноярского драмтеатра, а Николай Дупак и Петр Глебов только что отучились в Оперно-драматической студии Станиславского в Москве.
Студентами Высшего театрального училища имени Щепкина на фронт ушли популярные впоследствии Евгений Весник, Владимир Этуш, Юрий Катин-Ярцев и Николай Пастухов, в Ростовском театральном учился Сергей Бондарчук, в Одесском театрально-художественном - Павел Винник. Владимир Самойлов и Василий Корзун едва окончили среднюю школу, а Николай Еременко-старший и Павел Луспекаев не успели сделать и этого. Подделав документы о своем возрасте, они отправились на передовую добровольцами в 15 лет.
Знали по походке
"Фишкой" Гердта, помимо бархатного с хрипотцой голоса и необыкновенного обаяния, стало небольшое прихрамывание. "О, необыкновенный Гердт, Он сохранил с поры военной Одну из самых лучших черт - Колено он непреклоненный", - написал в посвященной коллеге эпиграмме другой известный актер Валентин Гафт. А все дело - в ранении, которое он, будучи командиром саперной роты, получил под Белгородом в феврале 1943-го. Более года актер провел в больнице, и за это время пережил десяток операций, которые не могли остановить заражение крови. И когда Гердта уже готовили к ампутации, хирург - жена конструктора Сергея Королева Ксения Винцентини - шепнула ему, что попробует спасти ногу, сделав необычный надрез, и это ей удалось. Кости впоследствии срослись, но одна нога стала короче другой сантиметров на восемь.
Впрочем, это обстоятельство даже не притормозило Гердта на его карьерном пути. В 1969 году его признали Народным артистом РФСФР, а в 1990-м - всего Союза. Да он, кажется, даже гордился тем, что в свое время не воспользовался никакими льготами, а отправился на фронт в качестве военнослужащего.
"Там я никогда не был актером - был сапером, командиром, дослужился до инженера полка в звании гвардии старшего лейтенанта, награжден орденами и медалями. Но в самодеятельности совсем не участвовал и даже, когда на фронт приезжали театральные бригады, никому не говорил, что я актер", - писал Зиновий Гердт.
На фронтах двух мировых
Тогда он еще не знал, что в Германию ему придется вернуться в качестве военнопленного. В 1941 году он вместе с другими преподавателями ВГИКа добровольно отправился в народное ополчение, но попал в окружение, а затем и в концлагерь в Баварии. Это круто изменило его жизнь. Оболенский поначалу вроде бы согласился стать добровольцем-электротехником гитлеровской армии, но вскоре смог бежать и добрался до Молдавии. Здесь он спрятался в монастыре, став иноком Лаврентием. Благо что веры хватало. "...Покойная жена, Клавдия, провожая на войну, дала мне псалом Давида, - вспоминал позже Леонид Оболенский. - Читал его в минуты, когда было тревожно, и, казалось - беда!.. Приходила уверенность, что пули и осколки летят мимо! Даже если бы и попали, то почел бы это за ошибку..."
Но если от фашистских снарядов скрыться ему удалось, то от советского правосудия - нет. В 1945 году на фоне эйфории от победы он сам явился в милицию, и уже скоро 43-летнего деятеля культуры, посчитав предателем, отправили на север строить железную дорогу. Спустя семь лет Оболенского амнистировали, но жить ему было позволено только в отдаленных городах. Так начался уже второй уральский этап его жизни - в Свердловске он снова занялся кино и вернулся на экран. Перерыв в его актерской карьере составил 26 лет, в режиссерской - 32. А пик карьеры пришелся на 1970-1980 годы, когда он снялся в десятках картин, включая "Чисто английское убийство", "Красное и черное", "Миллион в брачной корзине".
Не удивительно, что драматичные страницы биографии Оболенского, во многом обусловленные войнами, вдохновили режиссеров-летописцев на создание сразу трех документальных фильмов о его жизни.
"Пять морей" Трофимова
Примерно так было с Николаем Трофимовым, который ушел на войну молодым и перспективным актером. В 14 лет он сыграл в спектакле севастопольского ТЮЗа "Хижина дяди Тома" роль невольника, в 17 поступил в Театральный институт им Островского в Ленинграде, откуда периодически ездил учиться ремеслу в Москву к самому Станиславскому. Он был одним из лучших студентов: например, зачет по актерскому мастерству Трофимов сдал, пробравшись в кинотеатр без билета под видом бедной старушки. С блеском отыграл и в дипломном спектакле по Чехову.
Однако устроиться на работу в театральной труппе молодой человек не успел - началась война. Хотя Трофимов попросился на флот, его призвали в ансамбль Исаака Дунаевского "Пять морей". Но песни и пляски проходили порой в невероятных по накалу условиях.
- С моего курса уцелел только я, остальные ребята погибли, - вспоминал в интервью украинской газете "Бульвар Гордона" Трофимов. - Не знаю почему, но судьба берегла меня. Я неоднократно попадал под бомбежки. Но одна мне особенно запомнилась. Над нами летел самолет, низко так... Вдруг он накренился, и я прямо перед собой ясно увидел летчика в маске. Он улыбался! Какая-то секунда, но ощущение, будто это длилось вечность. Немец пролетел над головой, а за ним - бомба. Взрыв. Мимо... В тот момент у меня почему-то пронеслось в голове: "И совсем не страшно!". А потом: "Слава Богу, пронесло!". И вдруг я вижу, как бомбардировщик делает второй заход... Вот тут-то мне стало по-настоящему страшно. И ужасно захотелось выжить!
Я почему-то вспомнил картину Айвазовского, на которой один из потерпевших кораблекрушение держался за мачту. Даже не знаю почему, но я побежал к мачте. Мне вдруг показалось, что если ухватиться за нее, то выживу. Все-таки инстинкт самосохранения с нашим мозгом проделывает невероятные штуки! Наверное, я подумал, что если корабль начнет тонуть, то мне удастся остаться на плаву благодаря этой мачте. Но это же бред! Она же железная! Слава Богу, немец опять промазал. И на этот раз судьба хранила меня. Я ведь ни разу за всю войну не был ранен…
И хотя Николаю Трофимову не довелось держать в руках боевое оружие, за свои заслуги он получил, в частности, ордена Красной Звезды и Отечественной войны II степени. А фронтовой опыт, говорят кинокритики, очень помог актеру сыграть одну из главных своих ролей - капитана Тушина в эпопее Сергея Бондарчука "Война и мир". Впрочем, славу ему принесла игра в целом ряде популярных фильмов - от "Укротительницы тигров" до "Льва Гурыча Синичкина".
Театр боевых действий
Нападение Германии стало для него ударом. "Когда я услышал, что началась война, просто сел на пол", - вспоминал он позже. От шока, впрочем, он отошел быстро - почти сразу у него созрела идея отправиться на передовую. Однако военные начальники решили, что актер будет полезнее для поднятия духа бойцов. В итоге он служил в Центральном театре Красной Армии и принимал участие во многих фронтовых концертах.
Примерно те же задачи на фронте определили Федору Никитину. К началу войны этот актер уже был широко известен в Союзе, снялся в десятке картин, в том числе "немых", поиграл в ленинградском Новом ТЮЗе и даже учил студентов ГИКа актерскому мастерству. В армию он пошел по призыву сердца - командовал артиллерийско-пулеметным взводом.
- Эта специальность досталась мне как бы "по наследству", - вспоминал в одном из интервью Никитин. - В свое время отец мой командовал батареей тяжелых орудий. Два года я воевал на Ленинградском фронте. Затем по приказу командования меня перевели в агитвзвод Ленфронта. Читал стихи перед бойцами, а надо было - и пел, и плясал.
Похожей получилась судьба Антонины Максимовой, которую зритель хорошо знает по фильмам "Приходите завтра", "Как закалялась сталь", "Баллада о солдате". К июню 1941 года она уже окончила ГИТИС, стала актрисой в Московском театре комедии и Саратовском театре драмы, снялась в ряде фильмов. После роли французской революционерки Катрины Миляр о ней и вовсе заговорили в восторженных тонах - росла настоящая звезда. Однако в 24 года она забыла обо всех достижениях и добровольно пошла на войну радисткой. Только через два года девушку перевели во фронтовой театр.
На экран не вернулись
К большому сожалению, военная тема получила продолжение в реальной жизни девушки. В мае 1942 года она, студентка Киевского гидромелиоративного института, добровольно отправилась в медико-санитарный батальон 280-го стрелкового полка, где стала санинструктором. А уже в ноябре в одном из кровопролитных боев отважная Гуля вынесла с поля полсотни раненых солдат. Но главный подвиг 20-летняя девушка совершила, когда был убит командир полка. Она неожиданно для всех повела оставшихся бойцов в атаку, ворвалась в окоп врага, гранатами уничтожила полтора десятка фашистов, включая офицеров, и уже раненая сражалась до того момента, как подошло подкрепление. Орден Красного Знамени Гуле вручили посмертно. Что же касается кино, то на большом экране Королева еще появилась - ее короткой, но яркой жизни впоследствии посвятили два художественных фильма.
Не вернулся с передовой и перспективный Валентин Литовский. В 1936 году, когда ему было всего 15 лет, он успел сыграть маленького Пушкина в картине "Юность поэта". Фильм получился - завоевал "золото" Всемирной выставки в Париже. Но начинающий актер, мечтавший о поступлении в ГИТИС и карьере режиссера, уже в 1939-м оказался в армии, а в первые дни войны погиб под Минском.
Большое будущее, без сомнений, ждало и Владимира Константинова, который известен главной ролью пионера Пети в эпохальном фильме Александра Птушко "Новый Гулливер", получившем призы Венецианского и Московского кинофестивалей. Он ушел на войну в первые ее дни, а погиб весной 1944-го под Таллинном. Война, к сожалению, не щадит никого - вне зависимости от степени известности и таланта.
Мнение автора не всегда совпадает с точкой зрения редакции.
rg.ru
В титрах не значились
Серьезным ранением в том 1942-м (только под Луганском) закончилась война и для Михаила Пуговкина, который в своем дебютном киноэпизоде - в роли купца-плясуна в фильме "Дело Артамоновых" - закончил сниматься аккурат 21 июня 1941-го. Уже через два дня юный актер (ему тогда немного не хватало до 18 лет) добровольно отправился на фронт.
Борис Битюков, который запомнился, в частности, ролями Петровича в картине "Я шагаю по Москве" и красного командира в "Железном потоке", к началу войны являлся актером вспомогательного состава труппы знаменитого Камерного театра у Таирова, Иннокентий Смоктуновский - статистом Красноярского драмтеатра, а Николай Дупак и Петр Глебов только что отучились в Оперно-драматической студии Станиславского в Москве.
Студентами Высшего театрального училища имени Щепкина на фронт ушли популярные впоследствии Евгений Весник, Владимир Этуш, Юрий Катин-Ярцев и Николай Пастухов, в Ростовском театральном учился Сергей Бондарчук, в Одесском театрально-художественном - Павел Винник. Владимир Самойлов и Василий Корзун едва окончили среднюю школу, а Николай Еременко-старший и Павел Луспекаев не успели сделать и этого. Подделав документы о своем возрасте, они отправились на передовую добровольцами в 15 лет.
Знали по походке
"Фишкой" Гердта, помимо бархатного с хрипотцой голоса и необыкновенного обаяния, стало небольшое прихрамывание. "О, необыкновенный Гердт, Он сохранил с поры военной Одну из самых лучших черт - Колено он непреклоненный", - написал в посвященной коллеге эпиграмме другой известный актер Валентин Гафт. А все дело - в ранении, которое он, будучи командиром саперной роты, получил под Белгородом в феврале 1943-го. Более года актер провел в больнице, и за это время пережил десяток операций, которые не могли остановить заражение крови. И когда Гердта уже готовили к ампутации, хирург - жена конструктора Сергея Королева Ксения Винцентини - шепнула ему, что попробует спасти ногу, сделав необычный надрез, и это ей удалось. Кости впоследствии срослись, но одна нога стала короче другой сантиметров на восемь.
Впрочем, это обстоятельство даже не притормозило Гердта на его карьерном пути. В 1969 году его признали Народным артистом РФСФР, а в 1990-м - всего Союза. Да он, кажется, даже гордился тем, что в свое время не воспользовался никакими льготами, а отправился на фронт в качестве военнослужащего.
"Там я никогда не был актером - был сапером, командиром, дослужился до инженера полка в звании гвардии старшего лейтенанта, награжден орденами и медалями. Но в самодеятельности совсем не участвовал и даже, когда на фронт приезжали театральные бригады, никому не говорил, что я актер", - писал Зиновий Гердт.
На фронтах двух мировых
Тогда он еще не знал, что в Германию ему придется вернуться в качестве военнопленного. В 1941 году он вместе с другими преподавателями ВГИКа добровольно отправился в народное ополчение, но попал в окружение, а затем и в концлагерь в Баварии. Это круто изменило его жизнь. Оболенский поначалу вроде бы согласился стать добровольцем-электротехником гитлеровской армии, но вскоре смог бежать и добрался до Молдавии. Здесь он спрятался в монастыре, став иноком Лаврентием. Благо что веры хватало. "...Покойная жена, Клавдия, провожая на войну, дала мне псалом Давида, - вспоминал позже Леонид Оболенский. - Читал его в минуты, когда было тревожно, и, казалось - беда!.. Приходила уверенность, что пули и осколки летят мимо! Даже если бы и попали, то почел бы это за ошибку..."
Но если от фашистских снарядов скрыться ему удалось, то от советского правосудия - нет. В 1945 году на фоне эйфории от победы он сам явился в милицию, и уже скоро 43-летнего деятеля культуры, посчитав предателем, отправили на север строить железную дорогу. Спустя семь лет Оболенского амнистировали, но жить ему было позволено только в отдаленных городах. Так начался уже второй уральский этап его жизни - в Свердловске он снова занялся кино и вернулся на экран. Перерыв в его актерской карьере составил 26 лет, в режиссерской - 32. А пик карьеры пришелся на 1970-1980 годы, когда он снялся в десятках картин, включая "Чисто английское убийство", "Красное и черное", "Миллион в брачной корзине".
Не удивительно, что драматичные страницы биографии Оболенского, во многом обусловленные войнами, вдохновили режиссеров-летописцев на создание сразу трех документальных фильмов о его жизни.
"Пять морей" Трофимова
Примерно так было с Николаем Трофимовым, который ушел на войну молодым и перспективным актером. В 14 лет он сыграл в спектакле севастопольского ТЮЗа "Хижина дяди Тома" роль невольника, в 17 поступил в Театральный институт им Островского в Ленинграде, откуда периодически ездил учиться ремеслу в Москву к самому Станиславскому. Он был одним из лучших студентов: например, зачет по актерскому мастерству Трофимов сдал, пробравшись в кинотеатр без билета под видом бедной старушки. С блеском отыграл и в дипломном спектакле по Чехову.
Однако устроиться на работу в театральной труппе молодой человек не успел - началась война. Хотя Трофимов попросился на флот, его призвали в ансамбль Исаака Дунаевского "Пять морей". Но песни и пляски проходили порой в невероятных по накалу условиях.
- С моего курса уцелел только я, остальные ребята погибли, - вспоминал в интервью украинской газете "Бульвар Гордона" Трофимов. - Не знаю почему, но судьба берегла меня. Я неоднократно попадал под бомбежки. Но одна мне особенно запомнилась. Над нами летел самолет, низко так... Вдруг он накренился, и я прямо перед собой ясно увидел летчика в маске. Он улыбался! Какая-то секунда, но ощущение, будто это длилось вечность. Немец пролетел над головой, а за ним - бомба. Взрыв. Мимо... В тот момент у меня почему-то пронеслось в голове: "И совсем не страшно!". А потом: "Слава Богу, пронесло!". И вдруг я вижу, как бомбардировщик делает второй заход... Вот тут-то мне стало по-настоящему страшно. И ужасно захотелось выжить!
Я почему-то вспомнил картину Айвазовского, на которой один из потерпевших кораблекрушение держался за мачту. Даже не знаю почему, но я побежал к мачте. Мне вдруг показалось, что если ухватиться за нее, то выживу. Все-таки инстинкт самосохранения с нашим мозгом проделывает невероятные штуки! Наверное, я подумал, что если корабль начнет тонуть, то мне удастся остаться на плаву благодаря этой мачте. Но это же бред! Она же железная! Слава Богу, немец опять промазал. И на этот раз судьба хранила меня. Я ведь ни разу за всю войну не был ранен…
И хотя Николаю Трофимову не довелось держать в руках боевое оружие, за свои заслуги он получил, в частности, ордена Красной Звезды и Отечественной войны II степени. А фронтовой опыт, говорят кинокритики, очень помог актеру сыграть одну из главных своих ролей - капитана Тушина в эпопее Сергея Бондарчука "Война и мир". Впрочем, славу ему принесла игра в целом ряде популярных фильмов - от "Укротительницы тигров" до "Льва Гурыча Синичкина".
Театр боевых действий
Нападение Германии стало для него ударом. "Когда я услышал, что началась война, просто сел на пол", - вспоминал он позже. От шока, впрочем, он отошел быстро - почти сразу у него созрела идея отправиться на передовую. Однако военные начальники решили, что актер будет полезнее для поднятия духа бойцов. В итоге он служил в Центральном театре Красной Армии и принимал участие во многих фронтовых концертах.
Примерно те же задачи на фронте определили Федору Никитину. К началу войны этот актер уже был широко известен в Союзе, снялся в десятке картин, в том числе "немых", поиграл в ленинградском Новом ТЮЗе и даже учил студентов ГИКа актерскому мастерству. В армию он пошел по призыву сердца - командовал артиллерийско-пулеметным взводом.
- Эта специальность досталась мне как бы "по наследству", - вспоминал в одном из интервью Никитин. - В свое время отец мой командовал батареей тяжелых орудий. Два года я воевал на Ленинградском фронте. Затем по приказу командования меня перевели в агитвзвод Ленфронта. Читал стихи перед бойцами, а надо было - и пел, и плясал.
Похожей получилась судьба Антонины Максимовой, которую зритель хорошо знает по фильмам "Приходите завтра", "Как закалялась сталь", "Баллада о солдате". К июню 1941 года она уже окончила ГИТИС, стала актрисой в Московском театре комедии и Саратовском театре драмы, снялась в ряде фильмов. После роли французской революционерки Катрины Миляр о ней и вовсе заговорили в восторженных тонах - росла настоящая звезда. Однако в 24 года она забыла обо всех достижениях и добровольно пошла на войну радисткой. Только через два года девушку перевели во фронтовой театр.
На экран не вернулись
К большому сожалению, военная тема получила продолжение в реальной жизни девушки. В мае 1942 года она, студентка Киевского гидромелиоративного института, добровольно отправилась в медико-санитарный батальон 280-го стрелкового полка, где стала санинструктором. А уже в ноябре в одном из кровопролитных боев отважная Гуля вынесла с поля полсотни раненых солдат. Но главный подвиг 20-летняя девушка совершила, когда был убит командир полка. Она неожиданно для всех повела оставшихся бойцов в атаку, ворвалась в окоп врага, гранатами уничтожила полтора десятка фашистов, включая офицеров, и уже раненая сражалась до того момента, как подошло подкрепление. Орден Красного Знамени Гуле вручили посмертно. Что же касается кино, то на большом экране Королева еще появилась - ее короткой, но яркой жизни впоследствии посвятили два художественных фильма.
Не вернулся с передовой и перспективный Валентин Литовский. В 1936 году, когда ему было всего 15 лет, он успел сыграть маленького Пушкина в картине "Юность поэта". Фильм получился - завоевал "золото" Всемирной выставки в Париже. Но начинающий актер, мечтавший о поступлении в ГИТИС и карьере режиссера, уже в 1939-м оказался в армии, а в первые дни войны погиб под Минском.
Большое будущее, без сомнений, ждало и Владимира Константинова, который известен главной ролью пионера Пети в эпохальном фильме Александра Птушко "Новый Гулливер", получившем призы Венецианского и Московского кинофестивалей. Он ушел на войну в первые ее дни, а погиб весной 1944-го под Таллинном. Война, к сожалению, не щадит никого - вне зависимости от степени известности и таланта.
Мнение автора не всегда совпадает с точкой зрения редакции.
rg.ru