Как воду превратить в конфеты
14.07.2007 01:00:00
Как стать бережливыми хозяевами своего дома, научиться правильно расходовать электроэнергию, воду и газ, воспитать чувство экономии в собственных детях и применять свои кулинарные таланты с минимальным уроном для кошелька — обо всем этом и о многом другом расскажет наша новая рубрика “Семейная экономика”. Читайте, учитесь, советуйте сами!
Не наука, а мышление
В школе экономики азам премудрой науки детей обучают уже несколько лет.
— Мы стараемся научить детей не сложным формулам, а привить им экономическое мышление. Вся экономика выросла из того, что наши ресурсы ограничены. Мы учим детей делать обдуманный выбор, — рассказала Ольга Завьялова.
Ни вода, которая течет из крана, ни электричество не являются бесплатными. Кто-то за их использование платит: папа, мама или государство. “Сэкономишь на этом — значит, у родителей останется больше денег, которые они смогут потратить на тебя”, — пояснила директор школы.
Самое главное — привить детям понимание, что есть СЕЙЧАС и есть ПОТОМ, которое зависит от того, как ты поступишь в данный момент. Можно махнуть рукой и пойти играть с друзьями, но тогда ты не выучишь уроки, получишь двойку, и родители не поведут тебя в цирк и не купят то, что обещали. Многие взрослые могут удивиться, но такую причинно-следственную связь способны понять и первоклашки, важно только подать им это в игровой форме, в “красивой обертке”.
Белочка — на фабрике, филин — на таможне
Шести-семилетние ученики Ольги Завьяловой, например, вырезают из листа, на двух сторонах которого нарисованы разные фрукты, то, что им больше нравится. Вырезал грушу — значит, испортил нарисованное на обороте яблоко. Получается, что нужно выбирать: или одно, или другое. Ребята немного постарше изучают, в частности, что такое себестоимость. Благодаря своим познаниям в математике они считают, во сколько обойдется белочке варенье. Смеются над хитрым лисенком, который решил сэкономить на сахаре, и от этого его варенье скисло. Четвероклассники изучают, что такое таможня, биржа. Сложные понятия они постигают с помощью новой лесной сказки. Белочке для упаковки ее товаров нужны камыши, которые растут далеко за болотом. Но филин перегородил дорогу, требует плату...
— Ко мне в школу экономики ходит много детей, чьи родители — бухгалтеры, экономисты, представители высшего руководства предприятий, — объясняет Ольга Завьялова. — Эти взрослые и сами многое знают, но понимают, что никто лучше, чем учитель-профессионал, не расскажет о сложных понятиях в доходчивой, игровой форме.
Впрочем, родители и сами могут этому научиться. В ближайшее время в школе экономики планируется начать соответствующие занятия для родителей.
Деньги учат или балуют?
Нехватка денег у многих взрослых отчасти объясняется неумением правильно ими распоряжаться. Чтобы приучить детей к бережливости, советует Ольга Завьялова, можно, например, узнать у ребенка, что ему хотелось бы купить (в разумных пределах), и выдать на все это деньги, но только с небольшим привеском. Эта добавка будет стимулировать к сбережению. У ребенка появится выбор: потратить все сейчас на некое дополнительное количество фишек, жвачек или откладывать и в будущем приобрести что-то более существенное, например простенький мобильник.
Нередко приходится слышать, что экономика — это деньги, а деньги — это зло, призналась преподаватель. Но деньги — это лишь инструмент, который в зависимости от умения его использовать может быть и добром, и злом. Рано или поздно ребенок вырастет, начнет зарабатывать. Так пусть он будет подготовлен, чтобы умело ими распоряжаться.
Самый выгодный сырок
— Дети бывают разные. Но учить экономике, я думаю, можно уже с шести лет, — считает Ольга Завьялова. В этом она убедилась на собственном опыте.
Ее сыну всего 11 лет, но у него уже сформировалось экономическое мышление. Однажды, когда он был помладше, мама пришла с ним в гипермаркет и на ходу бросила: “Выбирай себе глазированные сырки”.
— Когда я спросила, почему он выбрал именно эти, а не другие, сын ответил, что за одни и те же деньги можно получить сырки больше весом. Я очень удивилась такой расчетливости. Другие покупатели, услышавшие наш разговор, — еще больше, — рассказала Ольга Завьялова.
Дочке пока меньше года. Но и ее директор школы собирается воспитывать в экономическом духе с ранних лет.
Очень плохо, считает Ольга Завьялова, что в общеобразовательных школах экономику преподают все меньше и меньше. Не научим детей экономить — больше заплатим потом.