Как и за что платить будем

В 2018 году к 100-процентным тарифам на ЖКУ планируют ввести повышающие коэффициенты

Когда несколько лет назад в стране ввели дифференцированные тарифы на электроэнергию и воду, мера преподносилась как временная, необходимая до тех пор, пока население не станет оплачивать коммунальные услуги на 100%. И вот переход на полноценные тарифы за ЖКУ продекларирован в следующем году. Однако, похоже, калейдоскоп цен в жировках так пришелся по душе нашим монополистам от ЖКХ, что отказываться от них никто не собирается. Хотя понятно: умножение количества тарифов априори затрудняет и удорожает расчеты, так что применять их разумно исключительно в целях соблюдения социальной справедливости. Ну или для побуждения к экономии и бережливости.

Еще летом о готовящемся комплексе стимулов по экономии и бережливости на пресс–конференции намекал заместитель министра ЖКХ Геннадий Трубило, пообещав предоставить возможность публично их обсудить. На днях бурная дискуссия по поводу предполагаемых нововведений началась в соцсетях. После того, как бизнес–союзы получили и вывесили на сайтах проект разосланного им Министерством экономики документа, именуемого «Тарифная тетрадь». Тетрадь впечатляет: в 2018 году собираются дифференцировать практически все услуги.

Фото Павла Чуйко.

Плата за этажность

С точки зрения расходов на техническое обслуживание в 2018 году выгоднее всего будет проживать в пятиэтажке. 20 квадратных метров на человека плюс 10 на семью посчитают по 10,7 копейки за «квадрат», все, что свыше, — по 13,9 копейки. В домах до 10 этажей цифры где–то на 10 и 15% соответственно больше, а выше — на 40 и 90%. Максимально раскошелиться придется владельцам «лишних» метров в какой–нибудь 19–этажке — тариф на техобслуживание практически удвоится. Готовьте по 19,3 копейки за метр.

Главная «фишка» новой системы формирования цен на услуги ЖКХ: вместо нынешних тарифов, обеспечивающих полное возмещение экономически обоснованных затрат, мы получаем просто повышающие коэффициенты. Условно говоря, социальный тариф будет возмещать 100% затрат поставщика услуг, а повышенный, как правило, с коэффициентом 1,3, — обеспечивать ему гарантированную 30–процентную прибыль. Логично, без прибыли никакая сфера экономики, в том числе и такая социально значимая, как ЖКХ, не может нормально развиваться. С предлагаемой дифференциацией стоимости техобслуживания, пожалуй, можно согласиться. Если человек купил квартиру на 200 «квадратов», то явно небеден, сможет и ее обслуживание оплатить. Хотя, не поверите, собственники таких квартир готовы были порвать меня на части, когда я в одной из статей назвала их жилье элитным, а владельцев — состоятельными. Всерьез утверждали: купили недвижимость на последние кровно заработанные гроши.

Выше дом — дороже лифт

От этажности дома будет зависеть и  стоимость техобслуживания лифта. Сейчас платим 1,28 рубля с человека. Планируется поднять цену до 1,38 рубля, или всего 105,93 рубля на каждый лифт. И понижающие или повышающие коэффициенты. За каждый этаж вверх после 9–го — плюс по 4 рубля, вниз — минус 4 рубля за каждый лифт. Если их два — сумма удваивается.

Вода стоит дорого

А теперь о воде. Ее дифференцируют в зависимости от качества. Чем лучше — тем дороже. И нормативные 140 литров на человека в сутки сохраняются. Зачем? А вот льешь много воды — плати 30% прибыли поставщику за перерасход. Хотя в бизнесе все как раз наоборот: покупаешь больше, получи скидку за единицу. Но тут есть особенность. Вода — не просто товар. Природный ресурс. С ним надо бережно. Да и с водопроводными и канализационными сетями в стране беда. Каждый третий километр эксплуатируется с превышением нормативных сроков. При нынешнем уровне финансирования для их полного обновления понадобится лет эдак 50. Срок нереальный. Может случиться, что восстанавливать уже будет нечего. Как результат — потери воды при доставке потребителю. 12% считаются нормой. По факту в минувшем году получилось 18%. Вдумайтесь, практически каждый пятый куб остается где–то в подвалах, разливается по тротуарам, в общем, куда–то исчезает. Хотелось бы знать куда. К слову, еще несколько лет назад в тариф на воду включались 26–процентные потери. Почему щедро собираемые тогда деньги не шли на модернизацию сетей? Предлагая расточительным гражданам нынче приплачивать 30% прибыли, «Водоканалы» должны дать четкую программу: на что потратят эти деньги? На строительство и благоустройство новых офисов или все же на модернизацию сетей и оборудования? Хотелось бы также получить ответ, будут ли уменьшены тарифы для предприятий и коммерческих фирм в связи с ликвидацией перекрестного субсидирования? Переход на 100–процентную оплату коммунальных услуг означает, что юридические лица не должны больше компенсировать убытки от заниженных тарифов населению. Но сегодня цена куба воды с канализацией для какой–нибудь парикмахерской или мастерской в 2,5 раза выше, чем в квартире. И если кто–то думает, что эту сверхприбыль оплачивают коммерсанты, то глубоко ошибаются. Все эти затраты «сидят» в ценах на наши товары и услуги. В конечном итоге за все платит потребитель. Ему нужны четкие обоснования, чтобы понять и принять новые тарифы на воду. В противном случае повторения ситуации, возникшей в начале 2016 года, когда люди получили жировки и ужаснулись, вряд ли избежать. Пока же пользователи соцсетей восприняли предложенные цены в таком духе: «Пишите прямо. Мы решили поднять цену на воду».

фото ЮриЯ Мозолевского.

Будем считать гигакалории

Экономически обоснованный тариф на тепло, который применяется при оплате отопления в квартирах, где не зарегистрированы жильцы или создано частное предприятие, снизится на 5,3%. С нынешних 91,18 рубля за гигакалорию до 86,41 рубля. Единый субсидируемый тариф, равный сегодня 16,9 рубля за Гкал, разделят на три. 19,2 рубля заплатят те, у кого есть счетчики тепла. Если и хотели бы считать гигакалории, но, допустим, радиаторы в стене, нет технической возможности поставить приборы учета, тогда тариф — 21,4 рубля. И более 25 рублей обойдется гигакалория нежелающим платить по счетчику при их наличии.

Мусоропровод — дорогое удовольствие

Около 97 копеек стоят сегодня вывоз и обезвреживание бытовых отходов одному жильцу. Этот тариф также разделят. Жильцы домов, оборудованных действующим мусоропроводом, заплатят почти на 40% больше, чем соседи без такой роскоши: 1,38 рубля против 1,01. В частных домах тариф будет зависеть от раздельного сбора. Сваливаешь отходы в одну кучу — плати на треть больше. 1,77 рубля с жильца.

Чисто там, где больше метут

Сложнее всего с уборкой подъездов. О нынешних 53 копейках, как и следовало ожидать, придется забыть. Качество уборки за такие деньги, похоже, никого не устраивает. Предлагается честно разделить уровень наведения порядка в доме на три класса — А, Б и В. Самый высокий класс А подразумевает подметание 4 раза в неделю, мытье полов — дважды, уборку кабины лифта — 5. А также дважды в год помоют окна; сметут пыль с потолка, смоют грязь со стен, дверей и плафонов 2 раза в квартал. И дважды за год уборщик наведет чистоту в подвалах, на чердаках и в прочих подсобных помещениях. Тариф также будет зависеть от этажа. С 1–го по 5–й все это удовольствие обойдется 87 копеек с человека в месяц. С 6–го по 9–й — 1,62 рубля. С 10–го по 12–й — 2,59 рубля. С 13–го по 16–й — 3,89 рубля. С 17–го по 19–й — 4,86 и выше 20–го этажа — 5,51 рубля.

Минимальный тариф — 30 копеек в месяц с каждого зарегистрированного за уборку класса В в пятиэтажке, который предполагает 2 подметания в неделю и 2 мытья полов в месяц, уборку кабины лифта раз в 5 дней. Мытье окон, стен, потолка, дверей–плафонов — раз в год. И дважды — всех подсобных и техпомещений.

фото ВиталиЯ ПивоварЧика.

Электричество — в тепло

В 2018 году будет выгодно использовать электроэнергию для отопления жилья. Минэнерго обяжут обеспечить снижение своих тарифов до уровня, эквивалентного стоимости тепловой энергии на эти цели. При этом возможные убытки поставщикам собираются возмещать из госбюджета. Главный вопрос: выдержат повышенные нагрузки сети? А в целом тарифы на оплату электроэнергии как в зависимости от объемов потребления, так и от времени суток остаются без изменений.

Естественно, что повышение коммунальных тарифов будет иметь общественный резонанс. Действительно, есть что обсудить...

aelita@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Дмитрий, 30, Минск
Коэффициенты за лифт они хотят ввести, а когда покупаешь квартиру, то почему-то стоимость квартир на последнем этаже не уменьшена и при этом ты квартиру не выбираешь, а просто вытягиваешь.
Иван г.Кричев
Давно хочется спросить этих горе--законодателей от ЖКХ, какой идиот придумал эти тупые нормы для жилья, и с чего
он взял излишки. Не бывает идеально ровных квартир , 50, 70 квадратов и другое подобное. И почему эти тупые нормы,
20+10 кв, существуют еще с советских времен и до сих пор? Если есть квартира 54,72 кв , то и плата должна производиться за все эти квадраты однородная, по одной расценке, а не по двум. Комунальщики все смотрят, как бы
содрать побольше денег с человека на содержание их раздутых контор, где просто высиживают стаж люди вовсе не
компетентные в вопросах ЖКХ. Пора уже КГК , раз они за это отвечают, и в этой проблеме разобраться, потому как
огромная доля средств от оплаты всех этих тарифов идет на содержание таких раздутых контор.
Дмитрий, 30, Минск
Коэффициенты за лифт они хотят ввести, а когда покупаешь квартиру, то почему-то стоимость квартир на последнем этаже не уменьшена и при этом ты квартиру не выбираешь, а просто вытягиваешь.
Андрей, Витебск .
Многочисленность законов в государстве есть то же, что большее число лекарей: признак болезни и бессилия.
• Вольтер
Царь, который наполняет свою казну имуществом подданных, подобен тому, кто мажет крышу своего дома глиной, взятой из-под его фундамента.
• Ас-Самарканди Мухаммад Захири
Сергей, 55, Могилев
Ну собственно всего этого и следовало ожидать. Хотя после слов Президента о том, что Беларусь была и будет оставаться социально - ориентированной страной все же вселяли некую надежду. Но, она угасает. После всего что планируется вводить невольно вспомнились слова гражданки на собрании у дворца где выступал "Пан атаман Грицько Таврический" в фильме "Свадьба в Малиновке": - " Значит будут грабить".  Предлагаю альтернативу. Отменить и вовсе всякое техническое обслуживание, которого и та фактически нет. Давайте начнем с этого. Ведь фактически нет никакого обслуживания, а люди деньги платят. Просто идет сбор средств и их перераспределение, то в РКЦ по вопросу начисления, хотя на западе фирма которая обслуживает сама и начисляет. А у нас минус 10% от суммы сбора вычитается. Причем вычитается ведь не только со статьи "техобслуживыание", а получается со всех начислений. они работают как банкиры. Верно ли это?  Плата за лифт.  Не вопрос. Давайте посчитаем сколько собираем, сколько платим и сколько на эти деньги делается. может все эти "ОБСЛУЖИВАНИЯ" попросту отменить, а ввести ПЛАТУ ЗА ФАКТИЧЕСКИ ВЫПОЛНЕННУЮ работу. Как раньше на заводах трудящимся  государство платило по СДЕЛЬЩИНЕ. Сделали заплатили.  Не сделали - не заплатили. А то сколько люди не собирают все мало. Пора б с этим "МАЛО" разобраться. А сколько же? Давайте вводить карточки пользования лифтом. Чего собственник, к примеру одной квартиры должен платить за целый шалман квартирантов проживающих в соседней квартире и к тому же арендующих без соответствующего договора, без налога и т.д. Государство, как мы знаем эти вопросы практически не контролирует. Где выход? ВОДА - это отдельная тема. Сколько ее не поднимали все плохо и всего мало, особенно денег. И при этом никто не знает, А СКОЛЬКО Ж ИХ НАШЕМУ ГОРВОДОКАНАЛУ НУЖНО, ЭТИХ ДЕНЕГ ТО?   Когда установку счетчиков рекламировали то всех убеждали что будет все хорошо и по счетчику. Оказалось, в итоге не все так хорошо и даже по счетчику. По теплу тоже свои странности. И больше всего в том, что те кто должен решать вопросы энергосбережения в них мало что понимает, и еще меньше предпринимает.  Не будет толку в этих вопросах. Только смуту наведут и людей обозлят. А злой народ, не предсказуемый народ.  
мнение
Сергей из Могилёва, двумя руками за всё, что вы написали в своём комментарии. Как бы с этим повышением не отыгрывали бы назад, как с Декретом№3. Услуги никакие, трубы гнилые, вода ржавая, а платить надо по полной. И так не только с водой.
Сергей, 55, Могилев
Мнение - мне ваше мнение интересно. А еще больше то, что вы в этом разбираетесь. Да, действительно я в 2012 году принял дом для обслуживания, но по большему счету для его изучения. Был в шоке. Дому было 17 лет. Трубы не все правда, но гнилые, а вводная задвижка вообще развалилась.  Один раз так трубу водопровода прорвало, что на ее как Александр Матросов на немецкий блиндаж пришлось бросаться. Шок пережил.  Участок трубы от колодца до дома вообще непонятно был чей. Год оформлял документы и передавал его в горводоканал. В этом во всем такой бардак, что если б Президент знал все,  то я даже не знаю, что б он вообще предпринял к руководству ЖКХ. И тоже ЖКХ, что это нынче? Раньше все было государственным и все как то понятно. Мы платим, остальное ваши проблемы. А сейчас, мы платим, а проблемы все равно остаются нашими. И не решаемыми потому, что в одном ведомстве сосредоточены интересы монополистов поставщиков услуг и их потребителей, что попросту абсурдно. ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ МИНИСТЕРСТВО. Только коммунальное управление это нынче все гос. предприятия, а жилищное управление это  в остатке 5% государственного жилого фонда. Все остальное частное. И как министерство это будет интересы наши защищать, если его интересов там уже по факту нет? А?  Вот вам еще тема для размышления.
Светлана
Я тоже согласна с Вами, Сергей из Могилёва. Моя семья живёт в доме, которому в этом году исполнилось 80 лет. Да, его построили в 1937 году. Стены наружные сантиметров 60 (это без преувеличения), а вот внутри из-за деревянных перекрытий то плитка начинает отваливаться, то стены трещинами идут. Нам бы ещё доплачивать государство по хорошему должно бы за то, что мы за свои средства "удерживаем" ветшающие конструкции, а здесь грядёт очередное повышение на всё. Слесари меняются каждый год, новые порой не знают даже плана коммуникаций дома. Сварщики варят по 40 минут один стык. Смотреть на такую работу нет сил. А где взять хороших специалистов с их нищенскими зарплатами?.. Вот и получается замкнутый круг проблем, который одним повышением тарифов не решишь.
Сергей, 55, Могилев
Светлана, Вы правы абсолютно. То как все происходит, ничего не изменит. А менять нужно в корне. Все затея по сбору средств ст. "Капремонт" это ни что иное как ремонт старого жилья за  средства жильцов, поэтому и придумали их собирать "в общий котел". Ведь если понасоздавали юридических лиц на каждый дом, то и средства  эти должны собираться на счетах этих юр. лиц., а они собираются на счетах обслуживающих их организаций или в общий котел района. Уж в который раз узнаю, что те их используют то на дорогу, которая к дому никакого отношения не имеет и является городской территорией, то видеокамеры устанавливают, когда за них нужно делать ремонт самого здания. Собственно они для этого и предназначались. Мало того, из-за безграмотных действий некоторых чиновников, которые постоянно меняют условия капитального ремонта жильцы жалуются на несправедливость. Одним за деньги капремонта и окна поменяли и стены утеплили, а прошло несколько лет и все, отменили это. Делайте как хотите. И у людей возникает чувство обманутых.  Собственно оно у них верно возникает. Так что все что касается нынешнего ЖКХ все это большой, ну очень большой ЛОХОТРОН и ничего общего с эффективным управлением он не имеет. Одно только слово "тех.обслуживание" это уже нехороший признак. Я два года как отказался от тех. обслуживания домофона и о чудо ОН РАБОТАЕТ. Может и дома лучше и вовсе не обслуживать. Вот только и это не вариант. Некоторые жильцы самостоятельно лампочку заменить не могут, да и объект уберем у них постоянных нападок. Это ведь тоже из области психологии уже стало. Плохо ли хорошо они работают все равно найдутся те кто будет на них ругаться. И это тоже есть, к сожалению.  
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?